Ежегодно 30 марта весь мир отмечает День защиты Земли. Не будет нашей планеты – не будет и нас.
Пролился «дождь»
Стихи бобровского автора Юрия Копысова, собранные в книгу под названием «Майский дождь», напомнили вдруг о старых временах – добрых и не очень.
В пору хрущевской оттепели и брежневского застоя о существовании высокой поэзии догадывались далеко не все советские граждане, воспитанные на так называемой гражданской лирике (до сих пор не понимаю, что это такое) агитаторов-горланов-главарей (не соотносить с Маяковским!). Официальную поэзию бойко выдавали на-гора обласканные режимом певцы курса партии и правительства, пользующиеся убогим, как под копирку, словарем и предсказуемыми умозаключениями. И, само собой, господствующей идеологией. Живое слово практически безвылазно «сидело» в подполье, изредка и по случаю просачиваясь в самиздат, или резко «валило» на загнивающий Запад. Это – не новость, общеизвестные факты. Но в их тени произрастали явления, пока, на мой взгляд, не до конца проанализированные.
Среди таковых – критерии состоятельности поэтической строки: тогда все свежее и непосредственное, в силу, опять-таки, редкого выхода к читателю, ценилось гораздо выше, чем теперь. И простая, незамысловатая зарисовка «про природу», передающая настроение, искренне трогала и волновала. Окажись Юрий Копысов со своими стихами (где как раз природа и любовь правят бал) в тех временах – он бы непременно «прозвучал».
Марта горестный ландшафт –
Две березки, снег, разлука…
И не греет старый шарф,
И в душе моей ни звука.
«Майский дождь» способен подарить читателю немало приятных строк. Но сегодня, когда шлюзы открыты и творчество великих входит через них в наши дома свободно и полновластно, спрос с авторов уже не тот, что прежде. Изъяны в стихах современников, в том числе и талантливых, к которым, безусловно, Юрий Копысов относится, заметнее и, честно говоря, непростительнее. Уж очень избалован нынешний книгочей неизбитыми рифмами, нестандартными ритмическими ходами, смелыми обобщениями и прочими откровениями. И, конечно, инфантилизма он уже не приемлет ни в каком виде – особенно в мужских стихах.