Газета,
которая объединяет

Идентификация льгот

Эксперты советуют правительству реформировать систему начисления субсидий в сфере ЖКХ
Рубрика: Социум№ 49 (1624) от
Автор: Александр Пылев

Речь об этом шла в ходе Всероссийского совещания «Эффективное управление жилищно-коммунальным хозяйством в целях создания благоприятных условий проживания граждан». Его организаторами выступили государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ», правительство Саратовской области и НП «ЖКХ Развитие».

Совещание состоялось в конце апреля в Саратове. В составе делегации нашего региона была руководитель Общественного совета по вопросам развития ЖКХ при главе города, председатель правления некоммерческого партнерства «Воронежское содружество ТСЖ» Ольга Фролова. Она рассказала «Берегу», что форум прошел в рамках трех круглых столов, один из которых и был посвящен мерам по совершенствованию системы социальной поддержки граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг.

Реально, а не виртуально

Как известно, в настоящее время в России субсидия на оплату ЖКУ предоставляется тем людям, чьи затраты на это превышают 22% от совокупного ежемесячного дохода их семьи. (В ряде муниципалитетов Воронежской области данный процент установлен меньше). Однако на практике это вовсе не означает прямого действия данной нормы. Потому что право граждан на субсидию и ее размер определяются не только на основании факта их доходов и расходов на ЖКУ, а еще и исходя из так называемых региональных стандартов нормативной площади жилого помещения.

Более того, при определении размера субсидии не учитываются фактическая площадь занимаемых помещений, реальные характеристики дома, тарифы на коммунальные услуги конкретных поставщиков, способ оплаты услуги по отоплению – то есть в течение года или отопительного сезона, и т.д.

– Ко мне на прием приходила женщина, – рассказала Ольга Фролова. – У нее пенсия 6 тыс. руб., а субсидия – всего 122 рубля. Проблема в том, что субсидии считают, исходя из виртуальных цифр. В том же Воронеже – более 50 поставщиков тепла, и у каждого свой тариф. Люди платят не какую-то среднюю цифру, а реальную. И она может быть намного больше той, что заложена в расчеты при начислении субсидий. Кроме того, субсидии пересчитывают раз в полгода. Пришел человек летом, а в это время ему отопление не выставляют. И субсидия получается копеечная. Потом же начинается отопительный сезон, рост тарифов, а ему просто нечем платить за ЖКУ. Но и не заплатить нельзя – должников вообще лишают помощи.

Есть и еще одна проблема, которая пока не стала массовой, но в ближайшей перспективе затронет многих льготников. Потребителей все активнее призывают переходить на прямые расчеты с поставщиками: мол, это выведет из схемы платежей УК и позволит избежать потенциальной задержки перевода денег или вообще их воровства. И это, безусловно, правильно. Но как только мы перейдем на подобную систему, столкнемся с еще одной сложностью.

– Возьмем горячую или холодную воду, – поясняет Ольга Фролова. – Вы будете получать по ним две платежки. Одна – от поставщика за ваше личное потребление, которое рассчитают исходя из вашего квартирного прибора учета или – по нормативу, если счетчик не установлен. Но есть еще и общедомовые нужды (ОДН) – разница между суммой платежей всех собственников и показаниями общедомового прибора учета. ОДН жильцам будет выставлять управляющая компания. Но у нас по закону льгота предоставляется по одной коммунальной услуге только один раз. Значит, даже имея льготу, вы ее по одному из видов платежей уже не получите. Чтобы исправить эту ситуацию, необходимо внести коррективы в законодательство – на региональном и федеральном уровне: у нас есть как областные, так и общероссийские льготники. И если у себя мы можем принять соответствующий закон достаточно оперативно, процесс на уровне Госдумы может существенно затянуться. Лучший вариант – поставщики коммунальных ресурсов включат в свой платежный документ расходы на ОДН. Тогда жители получат льготные выплаты полностью.

ЖКХ – под общественный контроль

Кроме того, на Всероссийском совещании был рассмотрен и ряд других вопросов. В частности, развитие механизмов общественного и государственного контроля за качеством жилищно-коммунальных услуг. Речь шла о создании специализированных центров, которые возьмут на себя защиту прав граждан в сфере ЖКХ, жилищное просвещение и широкое общественное обсуждение возникающих проблем. А также о том, что для проведения жилищного просвещения необходимо привлекать и некоммерческие организации, работающие в жилищно-коммунальной сфере.

– 6 октября 2011 г. принят закон №134-ОЗ «О государственной (областной) поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций в Воронежской области», – напомнила Ольга Фролова. – Однако у нас реестр социально ориентированных НКО ведется на основании данных управления Минюста РФ о видах экономической деятельности, указанных в уставах, и в нем нет НКО, работающих в жилищной или коммунальной сфере по причине отсутствия кодов ОКВЭД, подпадающих под деятельность социально ориентированных НКО в сфере жилищного просвещения. Поэтому целесообразно инициировать принятие нормативно-правовых актов Воронежской области по формированию и ведению государственных областных реестров социально ориентированных некоммерческих организаций – получателей государственной (областной) поддержки в сфере жилищного просвещения – в целях  привлечения средств федерального и областного бюджетов для осуществления указанной деятельности.

Еще один важнейший вопрос, рассмотренный на заседании круглого стола – обязательное объединение управляющих компаний в саморегулируемые организации. Однако эта идея оказалась самой спорной. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством количество членов саморегулируемой организации (СРО) – не менее 25. Предлагается же увеличить эту цифру до 100. А нынешний взнос в компенсационный фонд каждой УК в размере не менее 3 тыс. руб. – до 100 тыс. руб. Причем заплатить компании должны исключительно из собственных средств.

– Если подобные решения будут приняты УК, то можно прогнозировать монополизм в сфере управления жилой недвижимостью, – считает Ольга Фролова. – И все это в условиях отсутствия правового регулирования защиты прав собственников жилья и возмещения ущерба, нанесенного действиями (бездействием) УК, из компенсационного фонда СРО. Насколько мне известно, до настоящего времени получить компенсацию из указанного фонда СРО, работающей в нашем регионе, не удалось ни одному воронежцу. Решать вопросы в судебном порядке собственники пока не готовы. К тому же в условиях ни к чему не обязывающих договоров управления доказать вину УК практически невозможно.