Газета,
которая объединяет

Как облегчить выхлоп

Три четверти от общего объема загрязнения атмосферного воздуха составляют выбросы автотранспорта
Рубрика: Социум№ 50 (1625) от
Автор: Александр Пылев

Эта проблема актуальна как для России в целом, так и конкретно – для нашего региона. Не случайно за последние дни ее обсуждали и на федеральном, и на областном уровне. В частности, речь об этом шла на совещании о перспективах использования газомоторного топлива, которое провел в Сочи Владимир Путин.

На рабочей встрече в Сочи президент России отметил, что газомоторное топливо – это не только повышение эффективности использования энергоресурсов, удешевления транспортных перевозок. Ведь газ дешевле, чем традиционный бензин или дизтопливо, а, кроме того, его использование снижает уровень вредных выбросов в атмосферу.

Не соответствует нормам

По оценкам экспертов, российские автомобили ежедневно отравляют окружающую среду 14 миллионами тонн вредных веществ. При переходе на газомоторное топливо такая нагрузка снизится в два-три раза. По словам президента, многие регионы готовы переводить на газ муниципальный автотранспорт. Но для того, чтобы газомоторное топливо стало по-настоящему массовым, следует ускорить подготовку полноценной нормативно-правовой базы, повысить интерес покупателей к газобаллонным автомобилям и создать условия для расширения газозаправочной инфраструктуры.

Вполне вероятно, вскоре Воронеж станет одним из тех городов, где начнется реализация озвученных на совещании у президента положений. Ведь, во-первых, в сочинской встрече участвовал наш губернатор. А во-вторых, буквально за день до этого аналогичная проблематика рассматривалась с участием Алексея Гордеева на заседании президиума правительства области.

На нем с информацией выступил руководитель департамента природных ресурсов и экологии области Алексей Карякин. Он сообщил, что 74,7% от общего объема загрязнения атмосферного воздуха составляют выбросы автотранспорта. По данным УГИБДД области, в начале года в регионе было зарегистрировано порядка 953 тыс. единиц автотранспортных средств. А это почти на 80 тыс. автомобилей больше, чем год назад. При этом, по словам Алексея Карякина, рост вредных выбросов в атмосферный воздух напрямую связан не только с количеством автотранспорта, но и с качеством используемого топлива.

На сегодня на территории области работает около 400 автомобильных заправочных станций. Но после ликвидации в 2004 году государственной нефтяной инспекции контроль за участниками топливного рынка является недостаточным для получения объективной картины качества моторного топлива, реализуемого на территории региона. Департамент природных ресурсов и экологии Воронежской области имеет в своей структуре единственную в регионе независимую аккредитованную лабораторию, способную проверять качество нефтепродуктов. В 2012 году там провели 239 экспертиз моторного топлива, по результатам которых 57% проб бензина и 73% проб дизельного топлива не соответствовало установленным требованиям ГОСТа.

Газификация дорог

Федеральным законодательством предусмотрено, что субъекты РФ могут вводить ограничения использования нефтепродуктов и других видов топлива, сжигание которых приводит к загрязнению атмосферного воздуха, а также стимулировать производство и применение экологически безопасных видов топлива. Поэтому, сделал вывод Алексей Карякин, и на региональном уровне может быть принят ряд мер по улучшению ситуации.

В свою очередь Алексей Гордеев поручил разработать план проверок хозяйствующих субъектов, осуществляющих хранение и использование нефтепродуктов на территории области. По итогам проверок и добровольной сертификации заправочным станциям будет присваиваться соответствующий экологический знак качества.

Кстати, уже в Сочи глава региона подписал соглашение о сотрудничестве между правительством Воронежской области, ОАО «Нефтяная компания «Роснефть» и ОАО «КамАЗ». Речь идет о реализации мероприятий по расширению использования газомоторного топлива. Соглашением предусмотрена реализация совместных задач по замещению бензинов и дизельного топлива, используемого транспортными средствами в нашем регионе, газомоторным топливом. В документе отражена взаимная заинтересованность сторон в развитии отношений по повышению энергетической эффективности экономики региона и экономики муниципальных образований.

Впрочем, эксперты еще не готовы прогнозировать, насколько конкретно удастся снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха в результате намеченных мер. Во-первых, пока не определены сроки их реализации. А во-вторых, темпы роста авто в области таковы, что создание инфраструктуры, способной полноценно удовлетворить потребности в газомоторном топливе хотя бы 10-15% машин, потребует крайне масштабных вложений со стороны коммерческих структур. Но принесут ли подобные инвестиции прибыль – вопрос открытый.