Газета,
которая объединяет

Кто ж его посадит!

Нуждается ли город в новых памятниках?
Рубрика: Социум№ 55 (1630) от

Воронежский художник Иван Горшков не так давно предложил установить скульптурную группу «Паркур» на аллее, ведущей к Дворцу детей и юношества. Эта инициатива вызвала бурное обсуждение с соцсетях и СМИ. Настолько бурное, что стало очевидно: Воронежу в этом смысле явно чего-то не хватает. Но чего? Этим вопросом задался корреспондент «Берега» и отправился с расспросами к знающим людям.

В нашем городе десятки памятников. Некоторые даже стали своеобразной визитной карточкой Воронежа. Сами воронежцы неофициальным символом города считают памятник Петру I. По результатам опроса «Квалитас», таковым его признают 87% горожан. А вот за пределами Воронежа больше известна другая скульптура – памятник котенку с улицы Лизюкова. Он был установлен в декабре 2003 года. Именно с ним часто ассоциируют Воронеж. Хорошо ли это? Доцент кафедры архитектурного проектирования и градостроительства ВГАСУ Игорь Чураков считает, что фамилия Лизюкова не должна ассоциироваться с котенком – от этого штампа нужно избавляться. Тут стоит заметить, что памятник генералу поставили всего три года назад.

Тем не менее нужно признать: Воронежу с памятниками повезло. Хотя бы потому, что Церетели, к счастью, не пришло в голову подарить нам своего Петра. «Воронежские основные памятники хорошо вошли в архитектурную среду», – считает заведующий кафедрой архитектурного проектирования и градостроительства ВГАСУ Петр Капустин.

Но не все так просто.

Воронеж отстает от мировых трендов

Воронежские эксперты считают, что от мировых скульптурных трендов наш город заметно отстает. «Сейчас очень популярны не те скульптуры, которые можно увидеть на постаментах, а те, которые появляются в самых неожиданных местах. В Европе памятники активно вторгаются в городскую среду», – утверждает Игорь Чураков. По его словам, таких в Воронеже почти нет. Исключения составляют, пожалуй, только «Незнакомка» Юрия Астапченко на Плехановской и «антижлобский стул» в сквере за облправительством. Кстати, этот монумент, который официально называется «лечебный стул №001», придумал воронежский художник Александр Ножкин как символ преодоления в нас самих всего того, что мешает развитию личности и общества. По задумке, если посидеть на стуле пару минут, излечишься от жлобства. Не помогло – лечебную процедуру можно повторить.

Впрочем, ситуация в Воронеже не хуже, чем в других городах России. Но и не лучше. «Наши объекты монументального искусства соответствуют российским тенденциям. Картина во всех городах очень схожая. У каждого есть какие-то отличительные черты, но, по сути, везде все одинаково. В стране тотальное падение скульптуры», – полагает Петр Капустин.

И действительно, в большинстве российских городов на главной площади до сих пор стоит по памятнику Ленину. Очень много монументов, связанных с войной, а вот современных памятников почти нет. И установка каждого – целое событие, которое обязательно попадает в федеральные ленты новостей. Эксперты утверждают, что роль малых архитектурных форм в городской среде недооценена. Они не только украшают город и увековечивают память – с их помощью можно управлять настроением горожан.

«Объекты современной архитектуры помогают жителям победить депрессивное настроение. Этот эффект использовали в Европе после Второй мировой войны – в сильно разрушенных городах устанавливали необычные скульптуры», – утверждает директор галереи Х.Л.А.М. Алексей Горбунов.

Ленина поменять на Сабурова?

Кажется, в Воронеже есть памятники всем: медикам, десантникам, летчикам, писателям, поэтам, погибшим воинам… Есть даже памятник продавцу и покупателю. А пару лет назад появился памятник студенту и преподавателю, что, впрочем, вполне логично, поскольку в городе примерно 140 тысяч студентов. А какого же нет? Как ни странно, нет памятника основателю города – воеводе Семену Сабурову. Три-четыре года назад вопрос установки такого монумента активно обсуждался на городском и областном уровнях. Идею поддержали многие. «Личности основателей города – легендарные. Раз уж американцы поставили памятник, увековечивающий память индейцев, то нам уж точно нужно установить памятник Сабурову», – рассуждает Игорь Чураков.

Был даже сделан проект памятника, но дело застопорилось. Место памятнику так и не выбрали. Руководитель Воронежского регионального отделения всероссийского общественного движения «Народный Собор» Андрей Дорош считает, что такой памятник должен быть установлен на главной площади города: «Нужно поставить вопрос о переименовании площади Ленина в площадь Основателей и переносе памятника Ленину в другое место. Это будет справедливо, ведь Сабурову и его сподвижникам мы обязаны существованием Воронежа, а вот прямой вклад В.И. Ленина в развитие города вызывает глубокие сомнения».

Журналист и блогер Константин Чаплин считает, что памятник Сабурову не обязательно устанавливать в центре, можно поставить на самом въезде в город с московского направления. Например, вместо пирамиды у памятника Славы.

Так или иначе, уверены эксперты, установка памятника Сабурову станет важным событием для города.

Бюсты нам не нужны

Что же нужно еще Воронежу, кроме памятника Сабурову? Мнения на этот счет есть разные. «Бюстов и монументальных фигур в городе достаточно. Нужны памятники, посвященные литературным сюжетам», – считает Петр Капустин. Он уверен, что в городской среде нужно развивать тему воронежских литераторов, живописцев и других деятелей культуры. При этом при установке памятников нужно учитывать мнение жителей города. «Персональные желания здесь неуместны», – считает Петр Капустин. Он уверен, что город нужно «подстраховать» от случайных скульп­тур. «Должна быть программа, в которой бы учитывались и бренд города, и гармоничность в архитектурном и дизайнерском плане», — уверен Петр Капустин. Отметим, что сейчас подобного проекта у города нет.

Алексей Горбунов делает упор на современные тренды в искусстве. «Не обязательно устанавливать мраморные или бронзовые скульптуры. Можно использовать даже дерево, ставить полые вещи. Смысл современной скульптуры состоит в том, что памятники могут быть временными, портативными. Они не должны стоять веками». Воронежский галерист уверен, что в городе нужно активнее развивать паблик-арт. Он предлагает определить несколько площадок и представлять на них работы разных авторов. «Нужно оживить город новым искусством», – уверен Алексей Горбунов. Начать предлагает с установки группы «Паркур».

А вот Игорь Чураков считает, что сами по себе памятники неинтересны. «Интересна среда вокруг них», – убежден эксперт. С этой точки зрения проект «Паркур» как раз может очень хорошо вписаться в пространство рядом с Дворцом детей и юношества. «Выбранное для него место очень большое. Украсить это пространство скульптурой – абсолютно правильно. Если «Паркур» выдержит это пространство, то почему нет!» – считает Игорь Чураков.

При кажущейся разнице мнений на самом деле все эксперты уверены, что городская среда Воронежа нуждается в новых малых архитектурных формах. Алексей Горбунов вообще считает, что памятники могут не только украшать город, но и приносить весьма ощутимую пользу. «С помощью памятников можно развивать в Воронеже культурный туризм. Новые формы могут стать настоящими достопримечательностями и привлечь внимание не только жителей города, но и гостей из других регионов», – уверен он. Нужно просто начать.

Дмитрий КУЗЬМИНЧУК