Газета,
которая объединяет

Андреевский стяг

В столице Черноземья прошел III Международный Платоновский фестиваль искусств
Рубрика: от
Автор:

Масштаб события, качественно изменившего за последние три года культурную жизнь Воронежа, прямо-таки вынуждает назвать наш город именно столицей Черноземья, а не как-то иначе. Потому что провинциализм и Платоновский фестиваль – «пара», под стать гению и злодейству. В том смысле, что это вещи (явления), друг с другом явно несовместные – неорганизационно, но сущностно.

Напомним, что Международный Платоновский фестиваль искусств, придуманный его бессменным директором, художественным руководителем Камерного театра Михаилом Бычковым и созданный под непосредственным патронажем губернатора Воронежской области Алексея Гордеева, проводится с 2011 года – по направлениям «Музыка», «Театр», «Изобразительное искусство» и «Литература». И дает уникальную возможность не только воронежцам, но и жителям соседних областей приобщиться к выдающимся творческим достижениям в различных видах искусства. В исполнении как отечественных именитых деятелей, так и зарубежных.

Музыка нас связала

Ежегодно в формате фестиваля – три программы; их составляет экспертный совет. «Основная» объединяет, условно говоря, признанные шедевры, получившие широкую известность и высокую оценку профессиональной критики. «Платоновская программа» монтируется из произведений, либо посвященных творчеству Андрея Платонова, либо созданных на основе платоновского литературного наследия. «Программа актуального искусства» задумана как площадка для демонстрации творческих экспериментов.

В 2013-м, как и во все предыдущие годы, фестивальный марафон отработан полностью. Хотя отдельные, скажем так, «замены» в отдельных же программах были: дело это неизбежное, когда речь идет о таком количестве участников звездных творческих статусов.

С замены фестиваль и стартовал: на концерте-открытии вместо заявленного итальянского сопрано Барбары Фриттоли, не попавшей в Воронеж из-за болезни, с великолепно отработавшим Воронежским академическим симфоническим оркестром под управлением Владимира Вербицкого пела примадонна Музыкального театра им.К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко, народная артистка России и Абхазии Хибла Герзмава. Как справедливо заметил на неофициальной церемонии закрытия фестиваля ведущий вечера актер Камиль Тукаев, форс-мажор оказался счастливым: Герзмава, исполнившая произведения Бизе, Верди, Пуччини и Беллини, буквально очаровала воронежскую публику, подтвердив славу одной из лучших европейских певиц. А интеллигентный конферанс Святослава Бэлзы был органичной «приправой» к основному «блюду».

Израильский виолончелист Миша Майский, в свое время отмеченный еще великим Ростроповичем, у которого он учился, покорил зал оперного театра сочетанием исполнительской деликатности и виртуозной техники. А гениальный пианист Борис Березовский, которого критики называют «новым Рихтером», поразил, кроме всего прочего, творческой независимостью (и человеческой, кстати, тоже – пресс-конференция это доказала). «Он словно общается напрямую с композиторами, причем общается на равных, без подобострастия, но и без чванства», – вот мнение авторитетных экспертов. Специалисты характеризуют музыканта как исполнителя «с огромной артистической властью».

«Копельман-Квартет» из Великобритании, составленный из бывших россиян, перебравшихся за рубеж, австрийский скрипач и дирижер Юлиан Рахлин, ансамбль «Студия новой музыки», коллектив солистов Берлинского филармонического оркестра и, конечно же, дуэт баяниста Айдара Гайнуллина и виолончелиста Борислава Струлева, давших концерт из произведений Астора Пьяццоллы в Рамони, под стенами замка принцессы Ольденбургской – все они нашли в Воронеже аудиторию не просто благодарную, а восторженную. А финальную – ярчайшую – точку в музыкальной части праздника поставил Российский Национальный оркестр под управлением Михаила Плетнева, на официальной церемонии закрытия фестиваля исполнивший музыку из балета «Времена года» Глазунова и «Симфонию №12» Шостаковича. Слушатели, присутствовавшие в тот вечер в театре оперы и балета, назвали художественного руководителя коллектива волшебником: прославленный РНО играл просто блестяще, с соблюдением великих традиций русской музыкальной культуры.

Картины маслом

На той же церемонии закрытия выдающемуся российскому пианисту, композитору, дирижеру, народному артисту Михаилу Плетневу воронежский губернатор вручил диплом лауреата Платоновской премии-2013 (с формулировкой – «за глубину и гармоничность интерпретации мирового музыкального наследия») и ее денежный эквивалент – сертификат на 500 тыс. руб. Тогда же Алексей Гордеев впервые озвучил впечатляющую фестивальную статистику: 50 спектаклей и концертов третьего Платоновфеста посетили около 19 тысяч зрителей. Пять художественных выставок собрали более 7 тысяч посетителей, 15 тысяч воронежцев смогли стать непосредственными участниками бесплатных мероприятий фестиваля, в орбиту которого в общей сложности попали около 40 тысяч человек. И если говорить о степени интереса горожан к местному форуму искусств, стоит отталкиваться именно от последней цифры: она превышает прошлогоднюю на 10 тысяч. Алексей Васильевич заметил, что такие темпы «фестивального развития» соотносятся с экономическими показателями региона. И порадовался этому факту, действительно очень и очень отрадному…

Статистика, впрочем, – далеко не основная характеристика фестивальной мощи. Платоновский – крупноформатный форум искусств как-никак, а не смотр достижений массовой культуры. Поэтому вернемся к содержанию – в частности, выставочному.

Рискну утверждать, что все до одной выставки, открывшихся в рамках фестиваля, оказались уникальными. В том или ином смысле. Экспозиция «Андрей Платонов. Личное дело», обжившая выставочный зал на Кирова и повторившая «имя» презентованного чуть позже альманаха (его характеризовала руководитель Платоновской группы Института мировой литературы им.М.Горького, член-корреспондент РАН, профессор Наталья Корниенко), получилась пронзительным биографическим сочинением, посвященным быту и духу Андрея Платонова. Своего рода спектакль со стильной, функциональной сценографией. В таком объеме документалистики (не только печатной – предметной тоже), посвященной нашему великому земляку, прежде мы не видели.

Выставка «Возвращение домой», расположившаяся в «ХЛАМе», открыла Воронежу не только трогательного, остро тоскующего по ушедшей родне московского художника и путешественника Леонида Тишкова, но и верного его Санчо Пансу – супругу, писательницу Марину Москвину, скрупулезно записывающую все впечатления от совместных путешествий. И издающую свои записки книгами, теперь уже многочисленными.

«Сокровенный человек» (другого определения для этого мастера у меня нет) Юрий Петкевич, автор выставки «С птицей на голове», что развернулась в музее Крамского, приезжал на открытие лично – не только про картины рассказывал, но и камерную, отчасти даже интимную творческую встречу провел. Проект «Круг Родченко. Стильные люди» предложил снимки из собрания «Московского дома фотографии», сделанные великим художником и фотографом Александром Родченко, а также его друзьями и коллегами в период с 1924 по 1940-е годы. Центральным же «номером» визуальной программы по праву стала выставка живописи Павла Кузнецова «Забытое будущее» из собрания Саратовского художественного музея им.А.Н.Радищева. 59 полотен одного из ведущих мастеров начала XX века, в том числе ранее не экспонировавшихся, воронежцы увидели в год 135-летия художника.

Под открытым небом

Литературная часть праздника по определению не могла, просто не имела права быть хилой: все-таки Андрей Платонов – писатель. И именно слово, при всех прочих, должно звучать мощно и прилюдно на фестивале его имени.

Оно и прозвучало – неоднократно. Начали с Книжной ярмарки – проекта, полюбившегося воронежцам еще в прошлом году, когда ярмарка «дебютировала». Тогда для участия в ней приехали представители трех десятков крупнейших российских независимых издательств, предлагавших свою продукцию воронежским книгочеям на площади Ленина. В этом году издательств насчитывалось почти в два раза больше – пятьдесят пять. В их числе – фирмы топ-уровня, такие как «ОГИ», «Ad marginem», «Алетейя», «Студия Артемия Лебедева». Приятно, что в этой авторитетной компании не затерялись и воронежские «марки» – в частности, издательство «Центр духовного возрождения Черноземного края», чья высококлассная продукция способна вызвать уважение самого требовательного «полиграфического» эстета. Правда, сказать, что посетителей Книжной ярмарки, в сравнении с прошлым годом, прибыло, не могу – напротив, их было меньше. Возможно, потому, что ярмарка поменяла «местожительство» – на сей раз обосновалась на Советской площади. Не думаю, что из-за географических неудобств народ не двинулся туда демонстрацией; сила привычки – не более того. Массовые мероприятия на главной городской площади – одно, на всех прочих территориях – совсем другое. Ну, привычка – дело наживное. Тем более, к Советской привыкать – теперь одно удовольствие: площадь у Покровского собора наконец-то окультурили по всем стандартам современного мегаполиса…

На той же Советской площади в течение двух часов читали Платонова вслух. «Государственный житель», «Че-че-о», «Усомнившийся Макар» – эти три произведения, поочередно поднимаясь к микрофону, декламировали – фрагментами – почти пять десятков известных воронежцев. Политики, ученые, чиновники, бизнесмены, общественники, журналисты, литераторы, художники, актеры, медики… Не остались в стороне губернатор Алексей Гордеев, выбравший трехминутный отрывок из «Усомнившегося Макара», и исполняющий обязанности мэра Воронежа Геннадий Чернушкин, прочитавший той же «длительности» выдержку из «Че-че-о».

Было куда пойти на ярмарке и детворе. Работали тематические игротеки, демонстрировались мультики и мастер-классы от аниматоров и детских писателей, проводились увлекательные интерактивы и встречи с авторами книг, представленных тут же, на ярмарочных развалах.

С научным уклоном

События, разноперой «массовки» не удостоившиеся (потому как не на улице проходили), получились еще более ударными, чем «ярмарки краски». Творческие встречи и автограф-сессии с ведущими российскими литераторами собирали полные залы – в основном, в Книжном клубе «Петровский». Две потрясающих лекции писателя, поэта, журналиста, кинокритика Дмитрия Быкова (который, похоже, становится «нашим всем» – не Воронеж имею в виду, а страну) об Андрее Платонове и Осипе Мандельштаме. Беседы с литературным критиком Павлом Басинским о русской классической и современной литературе. Разговор с историком, редактором серии «Жизнь замечательных людей» Вадимом Эрлихманом. Презентации книг Марины Москвиной и Веры Павловой. Встречи с арт-директором «Студии Артемия Лебедева» Эркеном Кагаровым, графическим дизайнером Юрием Гордоном и «многостаночным» Евгением Гришковцом… Выбор – на все, что называется, вкусы и запросы.

«Платоновский клуб» – проект, объединивший под знаком Платонова литературоведов, переводчиков и философов – поддержал в качестве официального творческого партнера фестиваля воронежский университет. Первый день работы клуба посвятили презентациям сборникам научных трудов «На пути к «Ювенильному морю» и «Возвращаясь к Платонову: вопросы рецепции», а также издания «А.П.Платонов. «Я прожил жизнь». Письма». Во второй в возрожденной усадьбе Лосевых-Шатиловых-Сталь фон Гольштейнов (XVIII век) состоялось выездное заседание участников «Платоновского клуба»; организатором этой встречи явилась супруга губернатора Татьяна Гордеева. А 8-9 июня состоялась Международная конференция «Платонов и Бытие», в работе которой приняли участие известные российские и зарубежные ученые из Германии, Польши, Швеции. Обсуждались бытийная проблематика в современной философии. Проректор ВГУ по учебной работе, профессор Елена Ищенко отметила, что «в мероприятие была внесена философская составляющая изучения творчества Андрея Платонова, и такая постановка вопроса адекватно отражает роль этого выдающегося писателя и мыслителя в отечественной и мировой культуре и философии».

Профессор кафедры культурологии факультета философии и психологии ВГУ Владимир Варава, отметив широкую культурную географию конференции, связал этот факт с тем, что некогда «непонятный» Андрей Платонов становится все понятнее миру. Нет результата желанней…

Самой востребованной, тем не менее, оказалась (как и в предыдущие годы) театральная составляющая праздника. Традиция! Причем легко объяснимая: воронежский зритель – и вне фестиваля театральный. Это при каждом удобном случае отмечают как здешние деятели театра, так и гастролеры всех «мастей» – надо думать, не только дежурной вежливости ради.

Сказать, что программа, включившая в себя полтора десятка спектаклей театральных коллективов разных уровней, эстетических платформ и стилистик, была разнообразной – все равно что промолчать. Эта программа предложила полярные зрелища – от классических (с поправкой, безусловно, на режиссерские индивидуальности) трактовок платоновских произведений до откровенно эпатирующей публику «Педагогической поэмы» таллинского театра NO99, к Платонову никакого отношения не имеющей. С последнего спектакля часть зрителей демонстративно ушла в процессе его показа, возмутившись откровенными сценами и изобилием нецензурной лексики. Дирекция фестиваля, по горячим следам прокомментировавшая инцидент, признала, что было ошибкой не предупредить (насчет пикантности постановки) горожан соответствующим информативным анонсом на афише. И пообещала впредь относиться к подобным вещам более внимательно. Примерно в том же ключе высказался губернатор Алексей Гордеев: право зрителя – заведомо знать, какой «авангард» ему предложат за его же деньги, причем немалые.

То, что событие замалчивать не стали, отчасти нивелировало рожденный им негатив. По сути же – понятно: экспериментальная площадка на то и экспериментальная, чтобы показывать на ней спорные произведения. Такова мировая практика – нравится нам, не нравится. Современный актер должен уметь все: какое время – такие песни. Другое дело, что для широкого зрителя это неприемлемо.

Теперь – о спектаклях, произведших фурор со знаком «плюс». Лично для меня здесь на первой позиции – недооцененный, на мой взгляд (несмотря на несколько хвалебных рецензий) спектакль «Чевенгур» харьковского Государственного академического театра кукол им.В.А.Афанасьева. Мощнейшая, ювелирная работа, абсолютно все элементы которой органичны Платонову. Может, единственная на фестивале, в театральной его части, стопроцентно «платоновская». Хотя если кто-то возразит и захочет поставить рядом – именно с позиций освоения стилистики прозы Андрея Платонова – «Вечер современной хореографии», сделанный в «Творческой мастерской Владимира Васильева» молодыми, но уже маститыми хореографами, спорить не буду.

Посмотреть удалось далеко не все: журналистов желали видеть на пресс-конференциях, а на спектаклях – не очень. По наблюдениям со стороны, зрительских восторгов удостоился «Шепот стен» французской компании «Маленькие часы» – спектакль с участием внучки Чарли Чаплина Аурелии Тьере. Самые теплые впечатления – от «Реки Потудань» московской Студии театрального искусства в постановке Сергея Женовача, показанной в рамках сотрудничества Платоновского с международным фестивалем им.Чехова, «Бабушек» режиссера Светланы Земляковой столичного театра «Практика», «Невозможного» в постановке преподавателя ГИТИСа Веры Камышниковой.

Виват, король!

То, что отдельные «пункты» театральной программы восприняты публикой неоднозначно – и логично, и отрадно. Любое неприятие чего-либо побуждает с особым пристрастием разбираться и в собственных ощущениях, и в предмете обсуждения (осуждения). Значит, неприятие это самое – движущая сила процесса. Какого? Эволюции, конечно же – личностной и общества.

Так, на мажорном в целом фоне очень, тем не менее, разной была реакция зрителей на спектакль компании «1927» из Великобритании «Животные и дети занимают улицы». С успехом прошедший в прошлом году на Авиньонском фестивале (Франция), он, показанный в большом зале ТЮЗа, собрал переаншлаг. Непривычное, подчеркнуто оригинальное и остроумное действо, соединившее анимацию и живые актерские планы, смотрелось, как настоящая диковина. Идея которой, однако, некоторым показалась обидной: живете вы, дескать, в помойке с крысами – и дальше жить будете…

Я бы не стала относиться к идеологической стороне дела слишком уж серьезно: англичане, на мой взгляд, предлагают зрителю просто зрелище. Изящное, стройное, ловкое. Не без трюкачества и карнавала. Безукоризненно выполненное технически и актерски. Достаточно для состоявшейся работы? Вполне.

Более привычные воронежцам мероприятия были встречены с гораздо большим энтузиазмом. Так, фестивальная ночь «зажигала» не только у стен Рамонского замка, но и на Адмиралтейской площади, где тысячи меломанов всех возрастов наслаждались искусством белорусского кабаре-бэнда «Серебряная свадьба» и молдавского коллектива «Zdob Si Zdub». А на неофициальном закрытии фестиваля с удовольствием «оттягивались» на танцполе концертного зала Event-Hall под музыку и вокал итальянской группы Gabin. Вот где недовольных уж точно не нашлось…

Прощаясь с публикой до следующего Платоновского, Михаил Бычков сказал, что подготовка к нему начинается автоматически – с окончанием нынешнего фестиваля. Король умер – да здравствует король? Именно так!