Газета,
которая объединяет

Свинское дело

Африканская чума оставит Воронеж без мяса?
Рубрика: ЧП/Криминал№ 69 (1643) от
Автор: Юрий Бабаян

В Воронежской области опровергнуто утверждение о возможности безопасного разведения свиней только на предприятиях с уровнем угрозы не ниже третьего. На этой неделе очаг АЧС зарегистрирован в калачеевском свинокомплексе «Новокриушанский» компании «АгроЭко». Там уже зафиксирован четвертый – максимальный – уровень угрозы.

Всего в свинокомплексе находится 35 тыс. свиней. В управлении ветеринарии Воронежской области говорят о необходимости уничтожения 20 тыс. из них. В самой же компании утверждают: на площадке, где были взяты пробы, получившие положительное с точки зрения наличия АЧС заключение, содержатся «всего» 4,8 тыс. свиноматок и порядка 12 тыс. отъемных поросят.

А население – против

Калачеевский район стал четвертым в Воронежской области, где было зарегистрировано это заболевание. Ранее африканская чума была обнаружена в хозяйствах Богучарского и Петропавловского районов. Позже подтвердилась информация о занесении вируса в Верхнемамонский район. Теперь пришло время и Калачеевского. Причем в Россельхознадзоре отмечают: ситуация осложняется еще и тем, что вирус оказался занесен и в дикую фауну – из 35 очагов, обнаруженных по состоянию на конец июня, 10 приходилось как раз на диких кабанов.

Сегодня в районах, вошедших в первую угрожаемую зону, происходит изъятие свинопоголовья у населения. Животных усыпляют, а потом их туши сжигают на огне – это единственный метод, позволяющий не допустить дальнейшего распространения угрозы. За «отчужденных» свиней крестьянам выплачивается компенсация: по 2 749 руб. за каждого поросенка живым весом до 47 кг, а свыше этого – по 59,09 руб. за кг. Жителям же районов, входящих во вторую угрожаемую зону, настоятельно предлагают, пока опасность не подобралась к их домам, как можно скорее сдать имеющихся хрюшек на мясоперерабатывающие предприятия.

Однако особого желания сотрудничать власти от местного населения не видят. Как и в 2011 г., когда небольшой очаг АЧС был впервые обнаружен в нашем регионе, селяне пытаются либо самостоятельно забить свиней и реализовать мясо, либо любой ценой отстоять имеющееся поголовье. Причем в ряде населенных пунктов дело доходит едва ли не до открытого противостояния. И людей понять несложно: если поросят докормить до осени, то можно будет получить прибавку к их весу, соответственно, увеличение прибыли при реализации мяса.

Не торопятся оказывать помощь областным властям и некоторые государственные учреждения. Так, не спешат с началом отстрела диких кабанов в Хоперском государственном заповеднике. По словам его директора Александра Головкова, соответствующее письмо уже направлено в Министерство природных ресурсов РФ, но пока на него не будет получен ответ, никаких действий производиться не будет. Тем временем именно дикие кабаны из-за неконтролируемости перемещений представляют особую угрозу в плане распространения вируса африканской чумы свиней.

В подворьях не хрюкать!

По мнению руководителя управления ветеринарии Воронежской области Сергея Капустина, основная угроза все же исходит от личных подсобных хозяйств, где случаи заболевания АЧС чаще всего просто не фиксируются. Личные по­дворья в управлении уже называют слабым звеном и предлагают полностью лишить их возможности заниматься свиноводством.

«Учитывая напряженную ситуацию, сложившуюся в Воронежской области по АЧС, для стабильного и прогнозированного развития промышленного свиноводства, а в целом развития сельских территорий необходимо поставить заслон к распространению АЧС, убрав из эпизоотической цепи слабое звено – личные подсобные хозяйства, так как в них невозможно создать высокий уровень биологической защиты свиней», – говорится в сообщении ведомства.

Впрочем, законных оснований для реализации данной инициативы сегодня не существует. Да и свиноводство в условиях предприятий с высоким уровнем санитарной защиты тоже не является панацеей от распространения АЧС, что наглядно показала ситуация со свинокомплексом «Новокриушанский».

В областном правительстве говорят о ряде животноводческих программ, первоочередное участие в которых смогут принять именно те крестьяне, которые откажутся от свиноводства. Но проблема в том, что большинство держателей личных подворий никогда ни в каких программах и не участвовали: они не имеют даже статуса индивидуальных предпринимателей, соответственно, ни на что претендовать не могут даже теоретически. В то же время, если семья на протяжении нескольких поколений разводила свиней, то заставить ее переключиться на кроликов или овец будет очень и очень непросто. Так что можно сказать, задача, стоящая сегодня перед региональным правительством, выглядит едва ли не неразрешимой…