Газета,
которая объединяет

Не «отравиться» греческим «салатом»

Что надо знать, отправляясь отдыхать на Балканы
Рубрика: Мир вокруг№ 75 (1649) от
Автор: Александр Пылев

Греция – очень популярное направление туризма среди воронежцев. Объясняется все просто: из нашего города организовано несколько авиарейсов, как в континентальную, так – и островную часть этого государства. Плюс – за весьма неплохой уровень комфорта турфирмы запрашивают не слишком большие деньги.

Помогла Греции и вечно конфликтующая с ней Турция. Привыкнув к валу гостей из России, в Анталии, Алании, Кемере и Мармарисе решили, что пришло время поднять цены. Это стало серьезной ошибкой 2013 года. Наши граждане выбирали Турцию в основном за дешевизну. Когда же стоимость аналогичных греческих отелей стала равна или даже оказалась дешевле турецких, то выбор в пользу Балкан стал очевиден.

Время и мы

Мне довелось побывать в Греции трижды – на Крите, на Родосе и на континентальных Халкидиках. Но я не буду описывать их красоты, питание или особенности местной экономики. Вместо этого я хочу рассказать о трудностях. С первыми из них путешественники сталкиваются, еще не покинув родину.

В 2011-и и 2012-м подобного не было, а вот в текущем году воронежский аэропорт потряс меня своими «играми со временем». Конкретнее, временем вылета.

Туроператор, продавший путевку и билеты, сообщил, что наш самолет поднимется в воздух в 15.15. Но в «день Х», дабы не рисковать, я набрал справочную службу аэропорта и уточнил – во сколько вылетает наш Ан-148 на Родос. «В 14.30», – сообщила мне женщина. Я уточнил, она перепроверила, и наша семья стала собирать вещи в ускоренном темпе. Мы прибыли в аэропорт около 12.15. Представителей туроператора с нашими заграничными паспортами еще не было – они-то в справочную не звонили. Но мои волнения по поводу того, что бумаги опаздывают, оказались напрасны – проблема ждала нас с другой стороны. Вскоре выяснилось, что самолет летит вовсе не в 14.30. И даже не в 15.15. А в 16.15.

Вежливые сотрудники авиакомпании сунули мне под нос свой ведомственный журнал, где в каком-то списке значился наш рейс и его время вылета – 16.15. При этом в аэропорту находились представители трех турфирм. И всем им, а соответственно и всем вылетавшим в Грецию воронежцам, называли именно 15.15.

Вы скажете: «ну что переживать? Какой-то лишний час посидел в аэропорту». Конечно, проблема небольшая. Правда, если ты нашел место, где приткнуться, и не очень хочешь пить: 0,33 литра воды стоит 70 руб., но сдачи у продавщицы в принципе нет. Но и это, конечно, просто неприятные мелочи.

Настоящая опасность из-за неразберихи со временем вылета ждала моих «коллег» по отдыху в Греции через неделю. Их самолет взял и отправился на два часа раньше заявленного. Те, кто прибыли в аэропорт как формально положено – за три часа, они улетели. А кто задержался – остались. В их числе оказались даже молодожены, оплатившие свадебное путешествие в Греции.

На мой субъективный взгляд, все дело в каком-то скрытом конфликте между туроператорами и перевозчиками. Не знаю, в чем его суть, но проявляется он не только во «временных сложностях». За пару недель до нашего рейса турфирмы уже не продавали путевки на Родос на наш день вылета, утверждая, что все билеты на чартерный рейс распроданы. Когда же мы сели в самолет – были поражены: четыре или пять последних рядов пустовали.

Запертые и забытые

Справедливости ради расскажу другую историю этого года, когда уже туроператоры жестко подставили своих клиентов, вылетавших с Родоса в Россию. Правда, рейс был до Москвы, но не секрет, что многие воронежцы по-прежнему летают из столицы – так существенно дешевле.

Кто отдыхал, знает, что в отелях есть расчетный час, когда ты должен освободить номер. Обычно – это 12 часов дня. Но если хочешь задержаться, то – пожалуйста: плати как минимум сразу за шесть часов. Ну или за 12. И отдыхай себе дальше, если тебя поздно забирают в аэропорт. Это я к тому, что если турфирмы вдруг сообщают людям, что рейс задерживается, никакой трагедии не случается. А вот когда наоборот...

В общем, в злополучный для российских туристов день события развивались так: им сообщили, что они вылетают в 20 часов, ну и где-то в 16-17 их будут забирать из отелей. Туристы оплатили по 6 дополнительных часов, покупались, собрали вещи и поехали. В аэропорту их выгрузили, отвели к стойке регистрации, дождались, чтобы люди прошли паспортный контроль, и только после этого сказали: «Ваш рейс задерживается на 12 часов. Вы полетите в 8 утра!» То есть формально туроператоры свою обязанность как бы выполнили – привезли всех в аэропорт и с территории Греции выпроводили в «свободную зону» к дьюти-фри. Вот только «забыли» сказать людям, что самолет, на котором те должны лететь, еще не выпустили из Москвы из-за грозы с градом.

А в аэропорту Родоса сделано все, чтобы нормальный человек не мог там никак лечь на сиденья. Да и вообще их тонкое пластмассовое качество сложно назвать высоким. Если прибавить к этому, что многие люди перед самым отъездом на автобусе вложили все свои остававшиеся евро в какие-нибудь покупки и сувениры и не могли купить в кафе или «дьютиках» ни воду, ни бутерброд, то можно представить, как прошла ночь почти у трех сотен сгрудившихся в замкнутом пространстве русских. Только греческие пограничники повели себя по-человечески. Несмотря на то, что у всех пассажиров уже стояла отметка об убытии с территории страны, женщин, детей и тех, кому становилось плохо, выпускали погулять и подышать воздухом из здания аэропорта.

Пилоты прибывшего ночью борта только развели руками: «мы предупредили всех туроператоров». А тем просто не захотелось иметь дополнительные трудности – если бы они объявили о переносе рейса, то среди туристов могли найтись те, кто потребовал бы продлять им номер за счет оператора. Ситуация юридически непростая – рейс перенесли из-за форс-мажора, поэтому вряд ли турфирмам пришлось бы раскошелиться. Но они не стали рисковать, отправив сотни людей с маленькими детьми ночевать в аэропорт.

Ловля на «живца»

Следующая история тоже о туроператорах. Ее участники – воронежцы, отдыхавшие в этом году в Греции. За достаточно умеренные деньги людям удалось купить качественные номера в высококлассных отелях. Понятно, что обрадовались, ждали, предвкушали и т.д. Каково же было их удивление, когда автобус, забравший их из аэропорта, остановился совсем у другого отеля, а гид потребовала, чтобы они выходили, и произнесла магическое слово «овербукинг».

Ведь договоры, которые мы не глядя подписываем с турфирмами, включают в себя пункт, которым мы соглашаемся с тем что в случае, если по каким-то непредвиденным и независящим от туроператора обстоятельствам в обозначенный отель нас заселить не получается, то нам предоставят другой, не худший по своей «классности». Это своего рода страховка компаний от нестыковок, возникающих с принимающей стороной – скажем, две компании в разных странах взяли и одновременно продали номер. Две семьи в него никак не заселишь. Но проблема в том, что в этом году в Греции некоторые туроператоры решили сделать исключение из правил почти что нормой. Ведь многие, особенно новые, отели еще не пользуются популярностью. О них нет отзывов в Сети, они не попали в каталоги всех турфирм, они еще не отработали технологию обслуживания, у многих банально не выросли даже кусты и деревья, призванные украсить территорию. Но заработать-то им уже хочется! Поэтому нашли выход: операторы через агентства выставляют по очень выгодной цене раскрученные отели. Люди их раскупают, но, попав в Грецию, узнают, что отдыхать придется в другом месте – с тем же количеством «звезд», но абсолютно непохожем на то, о чем мечталось.

Соглашаются на это не все. Одна жительница Воронежа, приехавшая с двумя детьми, отказалась выходить из автобуса у другого отеля. Был скандал, крики, слезы, даже истерика, но через два часа турфирма сдалась и отвезла маму с детьми туда, куда они хотели.

Еще одной семье «посчастливилось» узнать о предстоящем овербукинге сразу в аэропорту. Сообразительный муж тут же поймал такси, и они, бросив трансфер­тный автобус турфирмы, сами помчались в свой отель. На руках у них был ваучер, согласно которому их там обязаны заселить. И хотя на рецепшене у всех широко открылись глаза (они были явно в курсе аферы и никого из русских не ждали), им ничего не оставалось, как расселить гостей из Воронежа.

Да, еще момент: как говорится, не все операторы одинаково ужасны. Но я принципиально не называю в этом материале никаких фирм, дабы у них не было соблазна попытаться с помощью юридических тонкостей засудить нашу газету.

Однако намекнуть читателям хочу: как показала практика последних лет, наименьшее число сложностей и проблем для воронежцев, решивших отдохнуть в Греции, доставила, как ни странно, чисто турецкая компания. То есть принадлежащая исключительно бизнесменам из этой страны. Тем же, куда пусть и частично пробрался русский капитал, как и греческим турфирмам, хочется посоветовать быть чуть более внимательными и заботливыми по отношению к туристам из России. Ведь мы клиенты. А клиент, сами знаете, всегда прав!