Газета,
которая объединяет

Вот, новый разворот

О несуразностях в организации дорожного движения
Рубрика: Социум№ 78 (1652) от
Автор: Александр Нечаев

Не так  давно в Интернете появился снятый на автомобильный регистратор ролик, который вызвал бурное обсуждение в среде воронежских автомобилистов. Автора хотели лишить водительского удостоверения за маневр около площади Ленина.

Запись подняла очень важный вопрос – качество организации дорожного движения в городе. Корреспондент «Берега» нашел еще несколько точек, в которых необходимо что-то менять для исправления ситуации.

Но сначала расскажем-таки про нашумевший ролик и описанную в нем ситуацию. Автомобилист едет по улице Кирова от Кольцовского сквера мимо театра оперы и балета в сторону цирка. Три полосы движения, слева от них двойная сплошная, которая создает полную иллюзию двухстороннего движения. Автор записи двигается около этой сплошной и доезжает до разрыва, ведущего на стоянку около важного административного здания. Въезд на саму стоянку перегораживает шлагбаум, но автомобилист разворачивается и двигается в обратном направлении. На записи хорошо видно, что на этом участке дороги не установлено ни одного запрещающего знака, разметку автор ролика не нарушал – он проехал полностью по правилам. Однако, когда он доехал до Плехановской и попытался повернуть направо, его остановил сотрудник ДПС. Логика в действиях полицейского вроде как была. Все привыкли к тому, что дорога около театра оперы и балета односторонняя, а тут машина едет навстречу, в обратном направлении.

Вторая часть ролика посвящена общению водителя с полицейскими. Как они пытались лишить его прав и как он сумел объяснить, что ничего не нарушал. Тут-то и продемонстрировали себя инспектора ДПС, мягко скажем, не с лучшей стороны – ПДД знают неважно, общаться с юридически подкованным водителем не умеют. Что говорить, если единственным их аргументом на вопрос автора ролика, с чего они решили, что он выехал на встречку, – стало: «Ну, видишь, там больше никто не едет». Хорошо, что водитель разбирался в своих правах и обязанностях и с большим трудом, но смог-таки втолковать полицейским, что ничего не нарушал.

А сама ситуация возникла из-за того, что организация движения на главной площади Воронежа до недавнего времени отсутствовала в принципе: знаков не было, а разметка, складывается такое впечатление, нанесена хаотично. Больше всего непонятно, какой статус у куска проезжей части, примыкающей непосредственно к площади Ленина.

От основной дороги он отделен двойной сплошной, что как бы намекает на двухстороннее движение, но очевидно, что этот кусок отгораживался не для того, чтобы по нему кто-то ездил, и не для парковки. Почему бы всю ширину проезжей части не предоставить машинам, движущимся от Кольцовского сквера в сторону цирка?

Кстати, после скандального ролика кое-какие знаки около площади Ленина появились: возле разрыва для въезда на стоянку правительства области поставили «Разворот запрещен», а по другую сторону от двойной сплошной – «Движение запрещено». Так что теперь маневр автора ролика был бы уже вне закона, однако и сейчас говорить можно было бы не о лишении прав, а всего лишь о штрафе в 300 руб., потому как эти два знака все равно не утверждают, что маршрут, подобный тому, что был у автора ролика, пролегает по встречке. Да и понятнее ситуация после этих знаков и теперь не стала.

Пробка своими руками

Ситуация около площади Ленина хоть и запутанная с точки зрения ПДД, но к ней уже все привыкли, да и, стоит признать, особых проблем она не доставляет, но есть участки, на которых просчеты в организации дорожного движения приводят к постоянным пробкам и реальному возмущению автомобилистов. Самый яркий пример – светофоры на улице Антонова-Овсеенко.

Когда окружную с двух полос расшили до шести, местные жители не могли не обрадоваться – мол, теперь-то будем ездить свободно. Но «свобода» длилась ровно до того момента, пока не были установлены светофоры. На участке в 2,5 километра от авторынка до поворота на Подгорное их теперь стоит семь. В итоге получился очень неприятный парадокс: на старой двухполосной дороге пробок тут не было даже в часы пик, а вот на новой, шестиполосной, постоянные заторы. Зачем было тогда тратить миллиард рублей на реконструкцию, чтобы получить пробку на ровном месте?

Похоже, светофоры лепили на глаз, не изучая ни объем транспортного потока, ни направления движения, а ведь для установки трехглазых регулировщиков есть вполне конкретный ГОСТ, который четко объясняет, когда светофор нужен, а когда нет.

Больше всего воронежских водителей раздражает то, что несмотря на очевидность проб­лемы, ее никто не пытается решать. Более того, она усугуб­ляется. Последний, седьмой светофор на выезде из карьера около авторынка появился буквально месяц назад. Подоплека его установки вполне очевидна: около карьера находится завод крупной воронежской строительной фирмы, грузовикам которой было неудобно выезжать на Антонова-Овсеенко. Ну и что, что пробка от дополнительного светофора стала больше, кого волнуют проблемы рядовых автовладельцев, когда есть конкретный бизнес-интерес?

Проблема окружной не только в количестве светофоров, но и в том, что они совершенно не настроены. Ни о какой «зеленой волне» говорить не приходится. Автор этого материала регулярно ездит от авторынка в сторону областной больницы, и как ни старался, ни разу проехать на все зеленые не удалось. Хоть медленно двигайся, хоть быстро, хоть разгоняйся, хоть тормози, хоть по пустой дороге, хоть в пробке – все равно минимум на двух светофорах постоишь. И это в лучшем случае, а так вполне реально «собрать» все светофоры. В итоге на дорогу, которая ранее занимала 3-4 минуты, уходит 10-15 даже на абсолютно пустой дороге.

Жесткие полумеры

Еще один пример, когда установленные светофоры увеличили пробку – перекресток проспекта Патриотов и Перхоровича. Правда, тут ситуация совсем иная – дорога узкая, а поток транспорта на выезде из города огромный. Плюс два перекрестка почти рядом – с Перхоровича и поворот на Тенистый. Теперь на обоих стоят светофоры. Пробка, которая скапливалась на проспекте Патриотов и раньше, теперь стала гораздо больше.

Очевидно, что светофор, который дает возможность совершить поворот и с Перхоровича, и из Тенистого налево, только усугубляет ситуацию. На этом участке слишком узкая дорога и слишком много машин, чтобы иметь возможность сохранить левый поворот, благо транспортный поток в этом направлении не слишком большой. Конечно, нужно расширять дорогу и думать, что делать с виадуком, который и образовал узкое место. Но пока самым разумным решением было бы запретить повороты налево с Перхоровича и из Тенистого. Это позволило бы убрать как минимум один светофор (на перекрестке с Перхоровича), пробка бы уменьшилась в разы. Конечно, такое решение немного бы ущемило тех, кому надо налево. Но интересы большинства всегда важнее интересов меньшинства, тем более, если для последних предусмотреть удобную возможность разворота.

Дорога на «север»

А вот в другом случае, на перекрестке проспекта Труда и улицы Солнечной, возможность поворота налево была бы очень кстати. Исторически поворачивать там можно было всегда. Но в прошлом году с проспекта Труда убрали рельсы, а вместо них нарисовали сплошную, повесив знак «Движение только прямо». По проспекту Труда и Солнечной с работы домой добирается заметная часть жителей Северного района, для них такое изменение стало весьма неудобным.

Логика запрета левого поворота абсолютно непонятна. В голову приходит только один вариант: проспект Труда после демонтажа трамвайных рельсов стал шестиполосным и кто-то посчитал, что поворот налево через три полосы будет небезопасным. Но какая альтернатива предложена тем, кому все-таки нужно повернуть налево? Проехать 300 метров, развернуться, вернуться обратно и повернуть направо. Логики в такой замене нет абсолютно, ведь разворот через три полосы – маневр даже более опасный, чем просто поворот: при развороте нужно выгадать больший разрыв во встречном потоке, чтобы успеть разогнаться и не создать помех.

В итоге запрет левого поворота привел к тому, что автомобилистам приходится совершать крюк, выполнять более опасный маневр и выстаивать в очереди на разворот (а она в часы пик собирается немаленькая), не говоря уже о том, что полноценно развернуться даже на широком проспекте Труда можно только легковушкам – фурам с полуприцепами и длинным автобусам для этого не хватит даже трех полос. Для них повернуть по правилам на Солнечную  – настоящая головная боль. Неудивительно, что многие не заморачиваются и поворачивают через сплошную.

Мал мала

И это только самые проблемные места. Мелких несуразностей с организацией движения в городе пруд пруди. Например, на улице Ворошилова в двух местах (на перекрестке с Кольцовской и Домостроителей) и почти посередине проезжей части висят знаки «Движение запрещено». Разделительной полосы на этом участке нет, а значит, формально въезжать на Ворошилова вообще никто не имеет права. Понятно, что воронежцы на эти знаки не обращают внимания и ездят как надо, но нетрудно представить, в какой ступор они могут вогнать гостей города.

На проспекте Революции около остановки «Коммунаров» после демонтажа трамвайных рельсов никак не пересмотрят знаки движения по полосам. Из крайней левой прямо по-прежнему нельзя, хотя теперь за перекрестком такая же шестиполосная дорога. Говорить про немотивированно установленные знаки «Остановка запрещена» вообще не приходится. Складывается впечатление, что их расстановкой заведовал генератор случайных чисел – останавливаться часто запрещено даже в безобидных для этого местах.

Исключительно за счет изменения организации движения все пробки в городе не поборешь, но нужно как минимум просто не создавать новых. В последние несколько лет в Воронеже стали заметно улучшать дорожную инфраструктуру – реконструировали набережную Массалитинова, окружную, расширили некоторые дороги (последний проект – добавление полос на Московском проспекте за памятником Славы), но все это не принесет никакой пользы, если все выгоды от строительства и от траты огромных денег будут сводиться на нет безграмотной организацией движения.