Газета,
которая объединяет

Окинули «Своим взглядом»

Воронежская библиотека провела конкурс юных журналистов
Рубрика: от
Автор:

По сути, это был конкурс школьных сочинений: участвовали в нем старшеклассники воронежских школ. Библиотека №35 организовала и провела творческое состязание под названием «Свой взгляд», решив таким образом отпраздновать девяностолетие человека, имя которого носит – известного журналиста Бориса Стукалина.

Не прецедент, конечно, но при всем том переоценить библиотечную инициативу (акцию!) сложно. Когда пишущим подросткам предоставляют возможность померяться творческими силами и профессионально их оценивают, объясняя критерии такой оценки – это внятный ориентир на будущее.

Стильные авторы

Сочинений оказалось прилично – почти четыре десятка. С учетом того, что конкурс – дело добровольное, а сроки его проведения на годы не растянулись, факт отрадный. Школьники стремятся говорить «cвоим голосом» и хотят быть услышанными – разве этого мало?

Познакомившись с работами в качестве члена жюри, я для себя отметила: сочинители четко делятся на несколько групп. В первой (не самой многочисленной) – конкурсанты, успевшие к юным летам выработать главное для журналиста. Стиль. По которому автора узнают безотносительно раскрываемой темы, формата и т.д. Как правило (подтвержденное конкурсной реальностью), такие люди абсолютно свободны в изложении материала – на уровне и словаря (небанального), и синтаксиса, и, само собой, умозаключений.

«…Экранизации – это дело специфическое… Можно изменить сюжет и идею автора, но обычно такое прощалось только Диснею, а остальных закидывали тухлыми помидорами.

Но вот в последние лет 10-15 большие голливудские шишки поняли, что из экранизаций можно делать прибыльные франшизы, и пошло-поехало. Неважно, кто что написал. Возьмем книгу с драками или лав-стори (а лучше и тем и другим), добавим спецэффектов побольше, голливудскую звезду на роль первого-второго плана, и за два-три года выпустим на экраны. И неважно, что имел в виду автор, главное – побольше бабла срубить. Протагонисты должны быть привлекательны, дабы зрители считали их своими личными героями, декорации должны ласкать взгляд, обязательно должен быть юмор, любовная история… и, пожалуй, все. Хотя, если можно, драк и погонь побольше. Идея? Какая идея, вы вообще о чем?..»

Процитированное сочинение одиннадцатиклассницы гимназии имени И.А. Бунина Юлии Гузеевой – не единственное, поданное на конкурс. Таковых у нее – четыре, и в каждом легко найти те же стилистические достоинства, что в приведенном отрывке.

Без категоричности

Кристина Кирик, девятиклассница гимназии №10, на мой взгляд – готовая эссеистка. Не скажу, что журналистика очень уж этому факту обрадуется, а вот литература – не исключено…

«Смотрю: побежали воодушевленные весной девчонки. Уже начали бегать по утрам, ходить по тренажерным залам… Фитнес, танцы, бассейны. Раз, два, раз, два, левой, левой! В одну шеренгу становись. Сейчас будем проверять, кто отъел животы за ту долгую зиму. Кажется, кто-то перебрал с вареньем…

А вот уже одна побежала выкидывать всю еду из холодильника. Усердно складывает все в огромные мешки, периодически удивляясь: «Откуда тут столько всего?!» Детка, ты забыла, что живешь с родителями?!»

Того же поля «ягодка» – Алиса Старикова (МБОУ СОШ №94, 10 класс). «Я мечтаю иметь небольшой деревянный дом на краю скалы у водопада. Хочу, чтобы вокруг пахло горными травами и мятой, чтобы летали тропические бабочки с большими пестрыми крыльями. Хочу, чтобы изумрудно-черные деревья манили меня в глубину леса, а я бежала бы босиком, цепляясь одеждой за мохнатые еловые ветви. Под ногами бы лежал золотистый мох, а по обеим сторонам от меня мелькали бы брусничные кусты и заросли можжевельника. Я бежала бы очень быстро, а потом ускорилась и, выбежав на освещенную солнцем поляну, наполненную ягодным ароматом, взлетела. Я летела бы среди рыжих сосен, изредка касаясь пальцами горячей смолы на их стволах. Все выше и выше взлетая к небу, я бы позволила себе прервать свой путь и потанцевать на теплых молочных облаках под песни Франсуазы Арди…»

Свежие творческие вольности – без нарочитости, заданности, стремления «соответствовать». У Кирик и Стариковой еще и категоричность, родственная юношескому максимализму, отсутствует: умницы, девчонки!

Про тех, кого приручили

К следующей группе авторов я, признаюсь, особо пристрастна – они направили усилия на пропаганду (это – грубо говоря, на деле все мягче и душевнее) цивилизованного отношения к животным.

«У меня дома живет маленький космос. Целая Вселенная внутри тихого миниатюрного создания. Порой, когда оно пристально, но мягко смотрит на меня своими широко раскрытыми солнечными глазами, мне кажется, что вот-вот я узнаю самую главную, глубинную мудрость жизни. Мудрость, заключенную в загадочной душе обычного Кота.

Временами в мою голову прокрадывается мысль о том, что мой забавный, трусоватый серый «британец» гораздо умнее любого человека. Хоть он и мастер совершать странные, казалось бы, глупые поступки. Например, это «чудо» боится посторонних людей. До дрожи, до паники. Он никогда не подпустит к себе человека, пока не узнает его достаточно хорошо, пока не начнет доверять ему. Загадка состоит лишь в том, каким образом и по какому критерию определяет Кот, достоин ли новый знакомый провести время в его обществе или нет. Возможно, разгадав эту тайну, мы, наконец, могли бы научиться хорошо разбираться в людях, снимать с них маски, понимать их истинную сущность, как это умеет самый что ни на есть обычный Кот».

Десятиклассница гимназии №1 Анжела Ермакова, перу которой принадлежит сочинение, заключает его на пессимистической ноте: люди, равнодушные к судьбам бесхозных животных, «никогда не откроют для себя той сокровенной мудрости, тех ответов, что таятся в глубине замкнутой, спрятанной за семью замками души кошек. До тех пор, пока не научатся ценить этот бесценный дар…»

Анжеле вторит Софья Кныш (МБОУ СОШ №18, 9 класс). «Бездомные животные… Жалкие, грязные, голодные, ободранные и несчастные, больные и покалеченные, а главное – никому не нужные. Каждый день они ловят наш взгляд, заглядывают в глаза в надежде, что именно мы не сможем пройти мимо… Но у нас всегда полно каких-то проблем, мы торопимся по своим делам, не замечая или стараясь не заметить, что кто-то живой тихо умирает рядом… Они гибнут под колесами машин, их отстреливают, травят. Они умирают от излечимых и неизлечимых болезней, в огромных количествах погибают в морозы. Их съедают бомжи, на них ставят опыты и учатся студенты… Как можно говорить о какой-либо культуре и цивилизации, когда мы не можем даже ответить за тех, кого приручили. Как может быть меньше преступлений, связанных с насилием к человеку, когда процветает насилие над животными? Но они все равно любят нас... Лижут наши руки, когда мы гладим их, провожают нас до автобусной остановки, надеясь, что, может быть, мы их возьмем, хотя и понимают, что этого никогда не случится…»

Тренироваться не вредно

Трогательны и признания девятиклассника лицея №1 Никиты Максимова, описавшего чувства к сестренке. «Я все время мечтал иметь брата или сестру, но мне хотелось, чтобы это был ровесник, а тут – одиннадцать с половиной лет разницы!.. Впервые я увидел куколку дня через три после ее рождения. Чувств, которые захватили меня в тот момент, невозможно описать. Я был безумно рад, удивлен и восхищен одновременно: передо мной лежал маленький сверток из пеленок, в глубине которых виднелась крошечная головка с черными волосиками. Вроде ничего особенного, но это же была моя сестра!..»

Чистотой и непосредственностью «дышат» строчки семиклассницы СОШ №94 Софьи Кондратьевой («Елка»), привлекательны попытки креативить десятиклассников гимназии имени И.А. Бунина Анастасии Ронжиной («Дед Адольф – супер-скин») и Олега Лихачева («Король и Шут»). Вызывает уважение честная позиция восьмиклассницы УВК №1 Марии Быковской, не побоявшейся обнародовать мнение о памятнике, который «изображает Высоцкого сидящим на стуле в абсолютно неестественном положении с гитарой в руке. Самое странное, что у гитары нет ни единой струны. Памятник крайне непропорционален. Пропорции тела поэта не соответствуют его телосложению: голова слишком крупная. Скульптор изобразил Владимира Высоцкого с открытым торсом, что, по-моему, излишне в скульптуре… Когда смотришь на этот мемориал, создается впечатление, что Максим Дикунов – вовсе не почитатель творчества Высоцкого: настолько карикатурен этот памятник...»

Похвальны обращения к теме Великой Отечественной войны – в большинстве своем не пустоватые абстракции, изобилующие штампами. А истории из жизни дедушек и прадедушек, бабушек и прабабушек авторов. Отмечу и интервью Ксении Бортниковой (СОШ №80); побеседовав с трехкратной чемпионкой мира по прыжкам на батуте, семиклассница подняла серьезную проблему. Как складывается жизнь спортсмена, получившего тяжелейшую травму и «выключенного» из привычного ритма существования? Тема – больная, не каждому журналисту «по зубам»…

Встречались работы, написанные дежурно (пусть и грамотно) – скорее всего, по принуждению педагога. Это неизбежно. И, сдается, тоже не вредно: любой тренинг – продуктивен.