Газета,
которая объединяет

Трудовые резервы

Воронежская область намерена активнее привлекать соотечественников, желающих переехать к нам из-за рубежа
Рубрика: Социум№ 87 (1661) от
Автор: Александр Пылев

На днях региональное правительство утвердило соответствующую программу, подготовленную Управлением занятости населения и департаментом труда и социального развития. В соответствии с ней к 2020 году планируют привлечь в область порядка шести тысяч бывших соотечественников.

Основная цель этого – сокращение существующего в регионе дефицита населения трудоспособного возраста. Предполагается, что программа позволит компенсировать естественную убыль населения области как минимум на 10%. Общая сумма затрат на реализацию программы должна составить около 33,5 млн руб.

Куда пойдут деньги?

Пока в документе не прописаны какие-либо иные источники финансирования, кроме региональной казны. Хотя потенциально предполагается, что часть расходов возьмет на себя Минфин России. На что же пойдут эти деньги? Во-первых, на оказание содействия в трудоустройстве, организацию профессиональной ориентации и обучение соотечественников, выплату им стипендии. Во-вторых, на единовременные выплаты участникам программы и членам их семей на временное размещение – по 16,5 тыс. руб. каждому. Дополнительные средства предусмотрены на детей до 14 лет – 4,7 тыс. руб. В-третьих, на информационную поддержку программы, позволяющей переселенцам ориентироваться на рынках труда и образовательных услуг области.

Кроме того, значительная часть суммы выделяется на реконструкцию нежилого встроенного помещения для временного размещения переселенцев в Воронеже по адресу пер.Отличников, 37. В 31-м муниципальном районе и еще двух городских округах наших соотечественников предполагается расселять в гостиницах, общежитиях и «съемных» квартирах. Дальнейшее улучшение жилищных условий – уже забота самих переселенцев. Область планирует лишь оказать им содействие в получении кредитов и займов на участие в ипотечных программах.

Насколько же регион нуждается в притоке мигрантов – пусть и бывших соотечественников? Не рациональней ли было вложить выделяемые средства, скажем, на стимулирование рождаемости и реформирование системы профессионального обучения воронежцев? Разработчики программы убеждены, что нет: в данном случае максимальный эффект достигается при минимальных затратах бюджета.

На сегодня численность трудовых ресурсов области насчитывает чуть более 1,4 млн. человек. И, судя по наметившимся в регионе демографическим тенденциям, в ближайшие годы это число будет лишь снижаться, причем достаточно быстро. Это связано с резким снижением уровня рождаемости с начала 90-х годов: то есть в трудоспособный возраст будет входить намного меньше воронежцев, нежели выходить на пенсию. В период с 2012 по 2015 гг. эта диспропорция составит около 50 тысяч человек.

Восполнить брешь в трудовых ресурсах для экономики области и планируется за счет мигрантов.

Учесть ошибки

В 2009-2012 годах в регионе уже действовала аналогичная программа. Фактическое число ее участников оказалось выше запланированного на 304 человека. Но эта цифра оказалась достигнута прежде всего за счет членов семей соотечественников. А вот количество самих переселенцев ни за один год так и не вышло на плановые показатели.

Причина – в целом ряде трудностей, с которыми сталкивались те, кто хотел к нам переехать. Во-первых, это вопрос жилищного обустройства в первое время после прибытия. Для временного размещения использовались, мягко говоря, далеко не самые лучшие помещения – скажем, общежитие профтехлицея №4. Во-вторых, каждого переезжающего старались жестко «привязать» к конкретному месту работы, лишая людей возможности выбора. В-третьих, по старой программе переселенцы были существенно ограничены в выборе территории для переезда. Тогда их звали лишь в Воронеж и семь сельских районов. Новым документом предполагается все эти вопросы снять: подготовить в Воронеже специальное помещение для временного расселения, разрешить самим искать себе работу, причем на территории всей области.

Впрочем, как показала практика, для ряда переселенцев наибольшая часть проблем была связана с организацией «документальной» стороны вопроса. Далеко не всегда органы миграционной службы действовали синхронно с нашими посольствами и консульствами, при осуществлении процесса сбора различных справок. Нередко люди были вынуждены сначала оплачивать получение одних документов, а потом – судорожно собирать другие. Недовольны потенциальные переселенцы и самим количеством бумаг, подача которых необходима при получении права на переезд. Так что, возможно, тем, кто будет занят реализацией новой программы, стоит уделить дополнительное внимание именно этой стороне процесса.