Газета,
которая объединяет

И тебя вылечит!

Воронежская медакадемия приняла выставку карикатур Андрея Бильжо
Рубрика: Культура№ 100 (1674) от
Автор: Анна Жидких

В выставочном зале медакадемии (фойе первого этажа) в рамках фестиваля современного искусства «Чернозем» открылась выставка рисунков известного москвичачлена Союзов художников, журналистов и дизайнеров России, действительного члена Академии графического дизайна, лауреата ряда престижных премий Андрея Бильжо.

Кроме всего прочего, автор – профессиональный врач, кандидат медицинских наук. Поэтому свою «Историю болезни» – так названа выставка, которая проработает до 10 октября – презентовал в стенах медицинского вуза с особым чувством. А попутно поделился тонкостями «мозговедения»: в свое время Бильжо в памятном образе мозговеда вел популярную программу НТВ «Итого».

Просто любовь

Соотечественники знают художника и как родителя теперь уже легендарного Петровича – персонажа большинства карикатур. Пожалуй, именно Петрович принес своему создателю и всенародную славу, и ее материальный эквивалент: вслед за героем рисунков его брендовое имя получили клубы-рестораны «Петрович», открытые в Москве, Киеве и Праге.

А вот Воронеж чуть было не оконфузился – вернее, не город, а представлявшая его в столичном аэропорту авиакомпания «Полет», задержавшая рейс в столицу Черноземья на несколько часов. Без объяснения причин и перспектив. Так что вопрос прилета Бильжо на открытие своей персоналки в прямом смысле висел в воздухе – вплоть до звонка возмущенного карикатуриста в приемную воронежского губернатора. После чего пассажиров пригласили к трапу…

Позже Бильжо признался журналистам: если бы не его воронежский друг, художник Сергей Горшков, визит в наш город вообще вряд ли состоялся бы. Человеческие отношения – как всегда и везде, движущий фактор процесса. «Я просто люблю этого человека и хочу его видеть чаще…»

Есть у Андрея Георгиевича и еще одна воронежская любовь – Дивногорье. Для буклета-путеводителя о котором он написал текст. А когда пресса поинтересовалась, в каких словах художник прорекламировал бы эту славную местность своим друзьям, Бильжо не думал ни секунды: «Я купил там себе домик. Бывший курятник, который вычистил Сережа Горшков».

Под влиянием Аксенова

– Андрей Георгиевич – врач-психиатр, и именно как психиатр он внес большой вклад в искусство, – считает Сергей Горшков. – Он лечит пороки целого общества. Находит их и с помощью юмора и сатиры указывает нам на недостатки. Я надеюсь, мы исправляемся – под воздействием его мощного искусства.

Ректор академии Игорь Есауленко сделал комплимент суждению Бильжо насчет того, что он имеет право смеяться над другими, потому что умеет посмеяться над собой. И пообещал студентам-медикам: «Если станете врачами – творческими людьми будете уж точно».

К студентам в первую очередь обратился и бенефициант. И заодно – ко всем, имеющим отношение к медицине.

– А к медицине имеют отношение буквально все: и те, кто лечит, и те, кто лечится, – заметил Андрей Георгиевич. – Нет человека на земном шаре, который миновал бы врача. Мы рождаемся – попадаем в руки медиков, умираем – тоже туда же. Так устроена человеческая жизнь. И я стал врачом не случайно. Хотя поначалу очень хотел быть архитектором, потому что побеждал на всех олимпиадах по рисованию. Но под впечатлением книг Василия Павловича Аксенова, с которым я даже был знаком, выбрал специальность врача. И вот ходил в белом халате, сидел на лекциях в белой шапочке. А где-то курсе на втором-третьем понял, что никогда не смогу стать хирургом. Потому что, пока буду думать, каким путем идти и какой инструмент выбрать, пациент умрет. Был момент – собирался стать окулистом, но потом остановился на психиатрии. На которую тогда не было никакой разнарядки, и на распределении мне предложили место судового врача.

Гортань в дипломате

Молодой доктор ходил на судах по морям и океанам. Работал в больнице имени Кащенко. Защитил диссертацию по проблемам юношеской шизофрении, которая «позволила очень многим людям снять диагноз «шизофрения», который в советское время ставили по понятным показаниям».

– Среди этих картинок очень много черного юмора, – перешел Бильжо к характеристике выставки. – Без черного юмора невозможно жить. Потому что если вы смеетесь над своей профессией, смеетесь над хирургами, которые делают операции, смеетесь над умирающим пациентом, смеетесь между собой – это на самом деле юмор добрый. Знакомый каждому по жизненным ситуациям… Никогда не забуду свою подготовку к коллоквиуму по анатомии – тогда из анатомического зала я унес в целлофановом пакете гортань человека. И, представляете, ехал с этой гортанью на метро – от станции «Фрунзенская», где находился 2-й медицинский институт, до станции «Беляево». А оттуда – еще на автобусе. Дальше всю ночь я изучал все косточки этой гортани. А когда вез ее обратно, вдруг подумал: «А что как остановит сейчас меня милиционер! И залезет в мой дипломат!..» Нет такого количества анекдотов и историй ни в одной специальности, сколько их в медицине. И в этом, поверьте, нет ничего плохого. Какой бы идиот ни говорил, что это издевательство над человеком – ничего подобного! Главное – сохранять в себе человеческие качества. Так что – это опять к будущим врачам обращение – пачкайте свои белые халаты в прямом смысле и не пачкайте в переносном…

Законченный идиот

«Полторы тысячи своих гениальных афоризмов на благо Петровича» (формулировка автора) подарил московскому гостю еще один его давний воронежский знакомый, афорист Аркадий Давидович: «Доктору, который меня вылечил, когда я попал в Орловку. И, если б не он, никогда оттуда не вышел бы…»

Выразительный подарок достался и воронежскому губернатору – деревянный бюст, привезенный Алексею Васильевичу Андреем Георгиевичем. От клуба «Петрович»; работа – Сергея Горшкова. После торжественной демонстрации портрета народ продолжил активно пытать Бильжо.

– Ваш Петрович – что он за тип?

– Это законченный идиот такой, в хорошем смысле слова. У него много предтеч. В частности – Швейк, Иванушка-дурачок тот же самый… Петрович – городской сумасшедший, придумался сам по себе. Во времена, когда, как и сегодня, на словесный рынок стало выбрасываться много непонятных слов. Сначала это были слова, связанные с экономикой, потом – с компьютером, и так далее. Петрович пытается их понять. И каким-то образом осмыслить. Он многое взял от меня. Смотрит на мир не глазами среднестатистического россиянина – видит другую грань мира и показывает ее людям. Вот чем занимается Петрович; в этом – его работа законченного идиота.

– Вы, профессиональный психиатр, держите под контролем собственное психическое здоровье? Или бывают немотивированные срывы, как у всех смертных?

– Бывают, конечно.

– И что способно их спровоцировать?

– Очень многие вещи. Нет абсолютно душевно здорового человека, включая психиатра. Хотя он выбирает специальность не потому, что – безумный, как многие говорят; это – вранье. Нет человека, который не страдал бы бессонницей. Синдромом так называемого раннего просыпания. Хотя бы раз в жизни – той или иной депрессией: невротической, эндогенной и так далее. Это гигантская проблема страны, до сих пор, к сожалению, остающейся безграмотной в области психиатрии. Даже врачи общего профиля путают психолога и психиатра, невролога и психотерапевта, хотя все это разные специальности. Здесь – огромное количество подводных камней.