Газета,
которая объединяет

Первопроходцы коммунального сыска

Первые итоги работы отдела полиции по борьбе с экономической преступностью в сфере ЖКХ

Это подразделение окончательно было сформировано в марте 2013 года в структуре управления экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД РФ по Воронежской области. Пожалуй, самый громкий общественный резонанс деятельность отдела получила в связи с проверками, проведенными в отношении управляющих компаний, входящих в состав Воронежской коммунальной палаты (ВКП). Однако на сегодня это лишь небольшая часть проделанной подразделением работы.

Не секрет, что ЖКХ – одна из наиболее проблемных в современной российской экономике сфер. Более того, непосредственно связанная с интересами практически всех слоев населения, в том числе и малоимущих. А несовершенство законов, постоянные изменения в правовой базе, регулирующей отношения в ЖКХ, масштабный износ обслуживаемой материальной базы, многоступенчатые схемы расчетно-договорных отношений – все это создает благодатную почву для «умельцев», использующих подобные факторы для извлечения незаконного обогащения.

При этом поймать их за руку очень непросто. В идеале для этого нужен не просто специализированный отдел полиции из десяти, пусть и самых высококвалифицированных, сотрудников, а правоохранительный комплекс. Но сегодня именно новый отдел стал своего рода конечной инстанцией, куда поступают многочисленные жалобы и обращения воронежцев. Корреспондент «Берега» встретился с начальником этого подразделения Алексеем Ионовым.

– Направление нашей работы очень непростое. Ведь от него зависит и социальная стабильность в регионе. А это налагает на всех нас особую ответственность, – подчеркнул в начале беседы Алексей Николаевич.

– Какие конкретно направления находятся под вашим контролем?

– Стратегических – два. Первое – защита бюджетных денежных средств. Это те 17 программ, которые идут в сфере ЖКХ на уровне области и города. Их общий объем финансирования – свыше 2,5 млрд руб. Перечень включает переселение из ветхого жилья, капитальный ремонт и многое другое. Второе направление – защита денежных средств населения. То есть люди вправе знать, как расходуются их средства.

– По каким основным статьям Уголовного кодекса вы работаете?

– В сфере ЖКХ имеют место четыре основных направления противоправной деятельности. Первое – хищение средств, полученных от населения за оказанные коммунальные услуги. Это статья 159 УК – «Мошенничество». По ней, например, было возбуждено дело в отношении руководства Воронежской коммунальной палаты. Деньги, полученные от населения для оплаты услуг МУП «Воронежтеплосеть», перечислены этой муниципальной компании не были. Вместо этого их вывели на счета организаций, зарегистрированных на асоциальных граждан. После чего иници­ировали процедуры банкротства управляющих компаний. Ущерб от махинаций составил свыше 511 млн руб.

Второе направление – незаконное получение права на соцподдержку по оплате коммунальных услуг. Третье – злоупотребление со стороны должностных лиц органов местного самоуправления при заключении контрактов. Четвертое – неисполнение в полном объеме взятых на себя обязательств управляющими организациями по ремонту жилых домов и инфраструктуры. Или – завышение объемов проведенных работ. Чаще всего это статья 160 УК – «Присвоение, растрата».

Всего за время работы мы возбудили 30 уголовных дел.

Взять – и разделить

– Каков выявленный материальный ущерб?

– За 2012 год по делам, возбужденным в сфере жилищно-коммунального хозяйства, он составил 151 млн руб. А за 2013 год – уже свыше 600 млн руб.

– Как вообще управляющие организации «выводят» деньги населения? Приходишь в какую-нибудь УК, начинаешь с ними говорить и слышишь одно и то же: «Мы 90-95% средств населения переводим поставщикам ресурсов. У нас остаются только деньги на обслуживание жилья. Нам украсть просто нечего!»

– Брешь, через которую утекают деньги населения, создает то, что на территории региона практически не действует Федеральный закон №103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых платежными агентами». Согласно ему, деньги от населения по оплате коммунальных ресурсов обязаны приниматься на специальный счет. А уже на другой – оплата первой строки: то есть содержание и обслуживание жилья. Тогда будет сразу видно: сколько денег пришло на счет и сколько ушло в ресурсоснабжающую организацию. Но в большинстве случаев счет у управляющих организаций один, средства «смешаны», и это создает благодатную почву для различных манипуляций. Мы уже обозначали важность этой проблемы на заседаниях межведомственной рабочей группы при прокуроре области.

– Наверное, у вас немало жалоб и от просто недовольных работой своей УК жителей?

– Более чем достаточно! Зачастую их количество обусловлено тем, что руководство УК ведет себя закрыто по отношению к людям. А обиженные на грубость и невнимание люди обращаются в полицию или прокуратуру.

– Или к депутату!

– Я уважаю народных избранников, но некоторые из них не в полной мере выполняют свои депутатские обязанности. Их приемные превратились в балластовый буфер между населением и нами. Они просто принимают заявления людей и пересылают их нам, даже не вникая в проблему. А депутат потом выходит в СМИ и гордо докладывает, что помог такому-то количеству жителей по вопросам ЖКХ.

Но если вы действительно хотите помочь, то почему не дали правовую оценку обозначенной проблемы? У депутатов грамотные юридические службы, которые не могут не знать, что относится к сфере гражданско-правовых отношений, а что – к компетенции полиции. В подавляющем большинстве случаев вопросы, возникающие у граждан, необходимо решать в суде. И вот здесь депутаты могли бы оказать и им, и нам неоценимую помощь. Например, объединить иски отдельных воронежцев в коллективные, помочь грамотно составить заявление в суд, выделить юриста для представления интересов людей на заседаниях. Если бы каждый депутат провел такую работу хотя бы с десятком-другим избирателей, мы бы существенно увеличили процент базовой юридической грамотности населения и сократили огромный поток обращений граждан, не относящихся к нашей компетенции.

Ответить каждому

– Можете привести наиболее распространенные примеры подобных обращений граждан, которые поступают к вам, а должны были бы становиться основой исков в суд?

– За месяцы работы отдела мы получили свыше 300 заявлений. Плюс – по телефону горячей линии поступило 822 звонка. И мы на все реагируем, каждому разъясняем. Надо отдать должное людям, они быстро «схватывают»: сейчас поток обращений уменьшается.

Самые распространенные примеры – фальсификация подписей собственников жилья с целью изменения договоров управления в части стоимости оказываемых жилищных услуг и выпуск двойных квитанций управляющими организациями – в период рассмотрения исковых требований друг к другу в суде.

Двойные квитанции – это не уголовно наказуемое деяние. А вот если суд определяет полномочия одной управляющей организации, а другая продолжает присылать квитанции, вот здесь уже начинает работать Уголовный кодекс.

С фальсификациями подписей все непросто. Человек нам пишет: «Тариф на обслуживание жилья повысили, а я согласия не давал! Протокол сфальсифицировали»! Начинаем разбираться и выясняем: а соседи-то протокол подписали. Или сложнее: находим подлог, выявляем ущерб, нанесенный жильцам в сумме, скажем, 100 тысяч рублей. Вроде бы много. Но если разделить на 500 собственников, то получается по 200 рублей. И уголовное дело не возбудишь, если 51% жильцов не напишет заявление.

– Еще у нас часто бывает: люди недовольны УК, образуют ТСЖ, проводят собрание, хотят забрать документы у управляющей компании, а она их не отдает.

– Бывало такое. Звоним в УК, там начинают объяснять: мол, украли документы. Что ж, выезжаем, проводим мероприятия, находим документы и отдаем вновь образованному ТСЖ. После подобных случаев нас буквально завалили благодарственными письмами. Хотя вообще-то подобный вопрос надо решать опять же через суд. Но мы рады, что люди именно в полиции видят своих защитников. И мы дорожим этим. Поэтому и помогаем им, если имеется законная возможность. И нам бы очень помогла реальная, а не формальная поддержка со стороны депутатского корпуса, руководителей управ районов.

«Нужен результат, а не красивый отчет»

– А есть случаи, что вам информацию о махинациях сливают конкуренты?

– Бывало. Конкурирующие организации пытались организовать проверки другой компании. Правда – не сами, а через заявления жильцов. Только иногда выходило, что начинаем проверку, а махинации выявляем у того, кто инициировал написание жалобы в полицию.

– У вас сейчас 30 возбужденных дел. Как думаете, дойдут они до суда? Есть по стране уже практика подобных приговоров?

– Да, практика есть. Мы находимся в постоянном взаимодействии со структурами МВД в других регионах, постоянно обмениваемся информацией. По некоторым уголовным делам взяли за основу практику Екатеринбурга, Саратова, Мурманска, Камчатки. Уверен, многие наши дела также закончатся приговорами судов. Тем более что наша работа ведется в тесном сотрудничестве в прокуратурой области. Все осознают важность проблемы и понимают: результат должен быть не просто на бумаге. Если мы ограничимся красивыми отчетами, то наша работа даст очень негативный социальный эффект.

А вот мошенники или экономические преступники должны понимать – если их зацепят, то уже не отпустят. Этим мы параллельно будем показывать и другое: что для честного бизнеса наш регион полностью открыт. Поэтому эффективная работа отдела по борьбе с экономической преступностью в сфере ЖКХ приведет к повышению качества и прозрачности работы всего жилищно-коммунального комплекса региона.

КСТАТИ

Напомним, что президентом России по итогам заседания Госсовета в июле даны поручения Генеральной прокуратуре РФ, Министерству внутренних дел и Федеральной антимонопольной службе принять дополнительные меры по выявлению и пресечению правонарушений в деятельности управляющих компаний жилищно-коммунального хозяйства. Власти регионов вместе с территориальными органами ФАС, прокуратуры и МВД должны проверить до ноября все предприятия ЖКХ на их аффилированность (проще говоря, на коммерческие и родственные связи) с чиновниками городов и поселков, где эти коммунальные службы задействованы.