Газета,
которая объединяет

Опять по шпалам?

Воронежу предлагают вернуть трамвайное сообщение
Рубрика: Социум№ 120 (1694) от
Автор: Юрий Бабаян

Вас не устраивает транспортное сообщение в областном центре? Вы в этом не одиноки. Воронежское отделение МОО «Город и транспорт» предлагает свое видение решения транспортных проблем столицы Черноземья, основанное на возвращении к легкорельсовому транспорту.

На днях члены организации презентовали в Доме журналистов собственную концепцию в рамках встречи-лекции на тему «Транспортная система, ее роль и значение в жизни города».

Посадка-высадка

Что же конкретно не устраивает представителей организации на дорогах Воронежа? Прежде всего, конечно же, пробки и связанная с ними невозможность добраться за адекватное время из точки «А» в точку «Б». В чем видят они причину сложившейся ситуации? В высоком уровне автомобилизации областного центра, а также отсутствии качественно работающего общественного транспорта. По мнению сопредседателя регионального отделения организации Михаила Аксенова, сегодня все машины, выходящие на линию в Воронеже (и даже троллейбусы), работают по принципу маршруток, чего не должно быть в городе-миллионнике.

– Маршрутка – это тип общественного транспорта, работающий за счет оборота наличных денег, – говорит Аксенов. – Он не только не обеспечивает высокого качества пассажирских перевозок, но и делает непрозрачной саму работу этой системы. У города нет четкого понимания того, сколько пассажиров ежедневно перево­зится общественным транспортом, какие потоки его жителей в каком направлении движутся.

Кроме того, по словам Аксенова, на дорожную ситуацию напрямую влияет и тип подвижного состава. В городе до сих пор чрезмерно много автобусов малой и особо малой вместимости, а именно они зачастую формируют пробки на основных городских магистралях. Так, один большегрузный автобус перево­зит в среднем столько же людей, сколько 8-9 «газелей». И время, которое занимает на остановке посадка-высадка пассажиров, у него в 5-6 раз меньше, чем у указанного числа микроавтобусов.

Особая тема – качество вож­дения этих транспортных средств. Подавляющее большинство маршруток и автобусов водят люди, зарплата которых напрямую зависит от числа перевезенных пассажиров. За ними устраивается настоящая гонка, при которой игнорируются ПДД и интересы других участников движения.

Метро – не нужно?

За счет чего же члены организации предлагают выйти из этой ситуации? Во-первых, за счет заказа электронной модели развития транспортной системы Воронежа.

– Сегодня в городе планируется, например, строительство развязки на ул.Остужева, – говорит Михаил Аксенов. – Но никто не сможет четко сказать, насколько она поможет решить те проблемы, которые имеются на этом участке. Электронная модель же позволит власти с точностью до 90% предсказать развитие ситуации и решить, нужны ли городу такие инфраструктурные проекты с объемом финансирования в треть городского бюджета.

Стоимость этой модели, говорит сопредседатель реготделения «Город и транспорт», составит примерно 4 млн руб. Еще какие-то деньги потребуются на то, чтобы организовать регулярное функционирование программного комплекса.

Кроме того, требуется четко продумать тип подвижного состава, который должен будет взять на себя основную нагрузку по перевозке пассажиров в Воронеже. И члены «Города и транспорта» уверены: ставка должна делаться отнюдь не на метро, как желали бы многие.

Почему же не на метро? Во-первых, из-за стоимости. Прокладка одного километра пути метрополитена обойдется примерно в 7 млрд руб. Во-вторых, из-за сроков строительства. В Нижнем Новгороде, например, на прокладку одной станции «Горьковская» ушло 12 лет. В-третьих, из-за убытков. Прибыльным метро является только в Москве и Санкт-Петербурге. В том же Нижнем Новгороде метро дотируется на 300 млн руб. ежегодно.

Убытки напрямую связаны с пассажиропотоком. В регионах он очень отличается от столичного. Как в Москве, каждые две минуты 8-вагонные составы тут не курсируют. Опыт тех областных центров, в которых имеются метрополитены, показывает: нормальным здесь является величина состава в 4-5 вагонов и интервал движения в 6-12 минут. А при таких условиях метро в состоянии перевезти лишь незначительно больше людей, нежели обычный и знакомый большинству воронежцев трамвай.

Утопия и реальность

Именно трамвай предлагают представители Воронежского отделения МОО «Город и транспорт» в качестве основного средства решения вопросов организации пассажирских перевозок. По их мнению, сегодня в Воронеже еще реально вернуть на некоторые улицы города этот тип подвижного состава.

Что даст его возвращение городу и горожанам? Во-первых,  это вид транспорта, способный перевозить значительное количество пассажиров – сравнимое с числом людей, передвигающихся на автомобилях по дороге в три полосы в каждом направлении. Во-вторых, решить хоть отчасти вопрос с пробками: ведь, передвигаясь по выделенной линии и перевозя значительное число пассажиров, он сделает невостребованным ряд автобусных маршрутов.

Но как же быть с автомобилями, которые все равно будут выезжать на пути перед составами? Разработчики проекта уверены: эту проблему тоже можно решить. Начиная от банальной установки барьеров на протяжении следования трамвая и заканчивая монтажом камер видеофиксации, которые будут автоматически выдавать информацию для наложения штрафов на нарушителей.

Однако для реализации этой задумки есть ряд проблем, решение которых членам организации кажется слишком уж легким. Это – проблемы перевода в частную собственность бывших трамвайных депо, территорий разворотных колец и прочих объектов инфраструктуры. Вряд ли сегодняшние владельцы этого имущества возрадуются перспективе возвращения его муниципалитету.

Любишь кататься – люби и платить

А вот предложения энтузиастов по стимулированию населения Воронежа не пользоваться личным автомобильным транспортом имеют рациональное зерно.

Что можно сделать в рамках решения этой задачи? Во-первых, ввести в центре города платные парковки, запретив парковаться вдоль проезжей части (естественно, здесь на первый план выйдет правоприменительная практика: если ввести запрет, который все станут игнорировать, толку от него не будет). Во-вторых, выделить особую полосу для движения пассажирского транспорта. Владельцам автомобилей будет обидно стоять в пробках, глядя на проносящиеся один за другим мимо них автобусы. И если качество этих самых автобусов будет соответствующим, то они в скором времени могут отказаться от регулярного использования машин, став клиентами автотранспортных предприятий.

В ряде стран применяются и иные механизмы дестимуляции. Например, сокращение количества парковочных мест при офисах, возможность попасть из одного сектора в другой напрямую только на общественном транспорте, и даже установка GPS-навигаторов на автомобили с целью начисления платы за проезд по городу.

Какие-то из этих способов для Воронежа точно будут неприемлемы, но что-то обязательно можно внедрить. И хорошо, что общественные организации сами проявляют инициативу в этом вопросе, помогая властям решать действительно серьезную проблему транспортного сообщения в Воронеже.

В тему

Увеличить долю

Как «Берег» уже писал, в конце августа в МКП МТК «Воронежпассажиртранс» поступило 16 новых низкопольных автобусов, специально приспособленных для работы в городских условиях. За их счет администрация Воронежа хочет не только улучшить условия передвижения горожан, но и расширить объем муниципальных перевозок, который сегодня составляет менее 10%.

Большинство из приобретенных автобусов уже работают на маршруте №41, который обслуживает муниципальное предприятие. Имея протяженность от микрорайона ВАИ до ул.Антонова-Овсеенко, он ежедневно перевозит колоссальное количество воронежцев, которые сегодня получили возможность передвигаться по городу в комфортных условиях. И изменение этих условий горожане уже успели оценить.

Александр, рабочий:

– У меня мать живет в Северном, а 41-й – единственный маршрут, который довозит меня почти до самого ее дома. Очень рад, что можно ездить к ней в человеческих условиях. Удобные сиденья, если не получается сесть – встать можно тоже очень удобно. Правильно делает мэрия, что закупает такие автобусы. Нужно заменить все старые машины на маршруте.

Елена, медик:

– На работу и домой постоянно езжу то на 41-м, то на 90-м. Теперь, после того как на линию вышли новые автобусы, стараюсь, если есть время, подождать один из них. Хорошо было бы, если б еще и 90-е обновили автопарк. А то ж приходится ездить абы на чем. Брали бы пример с владельцев 41-го маршрута.

Николай, студент:

– Конечно, ездить на учебу стало значительно комфортнее. Город, говорите, закупил эти автобусы? Может, тогда все маршруты вернуть обратно городу, если уж он занимается обновлением подвижного состава? Тогда и рухлядь с улиц Воронежа уйдет, и всем от этого станет только лучше. Ведь если есть нормальные автобусы, то и машина не нужна.