Газета,
которая объединяет

План по плану

В Воронеже собираются изменить основные градостроительные документы
Рубрика: Социум№ 122 (1696) от
Автор: Юрий Бабаян

Генеральный план Воронежа будет скорректирован с учетом современных реалий в самое ближайшее время. Об этом сообщил заместитель главы города по градостроительной политике Владимир Астанин.

Вместе с измененным Генпланом также появятся новые правила застройки центральной его части. Это, считают в мэрии, должно остановить строительный произвол, царивший в отрасли ранее.

Почему приходится корректировать основной градостроительный документ Воронежа, принятый в 2008-м и рассчитанный аж до 2020 года? По словам вице-мэра, основная проблема кроется в том, что он во многом уже не учитывает сегодняшних городских реалий.

– За пять лет существования Генплана его ни разу не корректировали, – объясняет Владимир Иванович. – А за это время в городе произошло много нового. Например, бывшие земли ВГАУ, которые планировали застраивать значительно позже, уже активно заняты под жилищное строительство, что просто необходимо отра­зить в документе. Ведь здесь в 2015 году должно быть сдано более 900 тыс. кв. м жилья. То есть фактически в Северном микрорайоне возникнет новый жилой массив численностью в 30 тыс. жителей.

Развитие жилищного строительства неизменно ведет за собой решение инфраструктурных вопросов. Нельзя строить только жилье, иначе, как считает Владимир Астанин, можно получить вторую улицу Ломоносова, где сегодня нет ни детских садов, ни школ.

– Мы проектируем сейчас здесь один детский сад и одну школу, но этого мало, – говорит он. – Требуется как минимум еще столько же. И мы регулярно приглашаем представителей строительного сообщества к обсуждению инфраструктурных вопросов. Город не готов больше терпеть ситуацию, когда строители возводят только жилье, а инфраструктурные объекты – дело администрации. В противном случае нам придется жестко синхронизировать их графики с нашими возможностями по возведению школ, детских садов, водозаборов, КНС и т. д.

Правда, по словам Владимира Ивановича, сейчас сами застройщики уже проявляют активность в решении вопросов социального характера. Ведь сегодняшние покупатели стали более требовательными. Они не желают приобретать «чистые» квадратные метры, их интересует, в какой детский сад или школу пойдет их ребенок, где он будет лечиться и т. д.

Однако, считает заместитель главы города, и в микрорайонах уже сложившейся застройки также имеется масса детских садов и школ, которые требуют серьезных средств на капитальный ремонт и даже реконструкцию. Эти моменты тоже должны быть учтены при внесении корректировок в Генплан.

И – ни этажом выше

Новшеством, которое, несомненно, найдет поддержку у населения областного центра, станет введение правил застройки центральной части Воронежа. Сама центральная часть будет определена по улицам 20-летия Октября, Кольцовской, Выборгской, Степана Разина и прибрежной черте Воронежского водохранилища.

Какие же именно ограничения наложат на строительство здесь? Во-первых, будут определены охранные зоны, строительство в которых запретят вообще. Под запрет, например, может попасть возведение новых зданий на пр. Революции. Впрочем, не полностью. По словам Владимира Астанина, если потенциальным инвестором будет предложен проект, который органично впишется в архитектурный ансамбль, то его смогут принять к рассмотрению. Сам по себе проспект неоднороден по стилю застройки, поэтому удачно вписать в него и современную архитектуру возможно.

Во-вторых, будет жестко ограничена этажность зданий, строящихся на правобережных оползневых склонах. Здесь дома не должны будут подниматься выше чем на три этажа. У бровки же склонов возможен «рост» зданий до 8 этажей. Ну а в относительно новых центральных райо­нах (например, на ул.20-летия Октября) реально рассматривать появление и совершенно новых высотных архитектурных форм.

И в-третьих (а если говорить о важности, то, возможно, и во-первых), перед проектировщиком правил поставлена задача определить в центре Воронежа так называемые «красные линии», которые будут зарезервированы для формирования новой дорожно-транспортной системы.

– Мы можем посмотреть на то, как облегчились условия передвижения по центральной части Воронежа после строительства набережной Массалитинова и объединения всех трех мостов через водохранилище с помощью одной дороги, – поясняет Владимир Иванович. – Несомненно, нам надо думать о расширении этого пути, но сегодня не менее важно зарезервировать территории для организации вертикальных и радиальных выездов с него в город. То есть если мы решим, что будем реконструировать тот или иной выезд, то нам необходимо отказаться от выдачи разрешений на любое строительство здесь.

В свое время, поясняет вице-мэр, город потерял большое количество таких выездов из-за наспех выданных разрешений, последствиями чего стало появление здесь зданий, препятствующих организации нормального транспортного движения. И сегодня важно сохранить оставшееся. Но – не бездумно.

– Мы должны четко понимать, какие проезды будем развивать, а какие нет, – говорит он. – Иначе может получиться так, что мы и остановим здесь строительство, и не сделаем ничего путного. От «космических» планов, свойственных советскому времени, нужно отходить.

Ужасы и символы

В то же время, полагает Владимир Астанин, для того чтобы градостроительная документация работала как часы, требуется добиться жесткого следования ей.

– Сегодня нередко бывает так, что человек приходит за разрешением на строительство в частном секторе двухэтажного коттеджа, а потом очень быстро возводит четырехэтажное строение, – рассказывает Владимир Иванович. – Администрация эту стройку не успевает даже заметить, а человек, самовольно нарушивший правила, идет в суд и признает объект законным.

По словам вице-мэра, к безнаказанности таких людей приводит тот факт, что суды не выносят решения о сносе незаконно построенных объектов. А если и выносят, то приставы не спешат эти решения исполнять. В итоге серьезных прецедентов по демонтажу незаконно возведенных жилых зданий в Воронеже еще не было.

Но, убежден заместитель главы города, уже в ближайшее время механизмы влияния на застройщиков появляться будут. В частности, на уровне правительства Воронежской области сформирована отдельная комиссия по борьбе с самовольной застройкой, в праве которой, например, практически моментально прекратить подачу электроэнергии на объект, который будет признан незаконным.

В связи с предстоящими изменениями остается один вопрос: кто станет следить за выполнением требований, которые будут отражены в обновленных документах? Владимир Астанин убежден, что вполне может справиться с этой задачей и имеющийся в Воронеже Градостроительный совет, включающий в себя лучших профессионалов в сфере проектирования и строительства. Кроме того, в ряде случаев будут проводиться публичные слушания, в ходе которых любой воронежец сможет высказать свою точку зрения на появление того или иного объекта. Не исключил Владимир Иванович и возможности появления какого-либо нового экспертного совета, который станет выразителем идей общественности по различным проблемам.

– Мы должны смотреть в будущее. Конечно, нельзя допускать произвола, но не надо подходить ко всему и с позиции неприятия, – убежден Владимир Астанин. – Давайте помнить о том, что когда-то Эйфелеву башню считали ужасом Парижа, а сейчас она является его символом. Поэтому появление каждого объекта в центре Воронежа должно рассматриваться комплексно.

Комплексный подход к развитию Воронежа, считает Владимир Иванович, и есть основная цель всех изменений, вносимых сегодня в муниципальную градостроительную документацию.