Газета,
которая объединяет

Кап-кап на ремонт

С 2014 года у воронежцев появится дополнительная строка жилищных платежей
Рубрика: Социум№ 125 (1699) от

Считается, что в нашем городе около 3,5-4 тыс. многоквартирных домов нуждаются в выборочном или комплексном капитальном ремонте. С нового года бремя финансирования этих работ будет возложено прежде всего на собственников жилья.

Ежемесячно все мы станем отчислять средства на будущее обновление своих домов. Наши деньги будут аккумулироваться либо специальным фондом – региональным оператором проведения капитального ремонта, либо – на специальных счетах в банках.

Две модели

Правовое основание для этого – вступающие с 1 января в силу поправки в Жилищный кодекс. Но документ прописал только общие рамки создания и использования фондов финансирования капремонта. Детали отданы на откуп регионам. Тем более, перед введением поправок в ряде субъектов Федерации несколько лет проводился эксперимент, в ходе которого определены две основные схемы финансирования капремонта.

Первая модель – индивидуальное ведение счетов капремонта каждым домом самостоятельно. При этом недостающие средства на проведение работ покрываются за счет кредитов. Их, соответственно, потом возвращает население.

Во втором случае средства по строке «капремонт» аккумулируются в фонде капремонта региона. Но при этом учитываются на спецсчетах каждого дома. Дом, которому нужен капремонт, вправе занять недостающие средства под небольшой процент у другого дома.

Взносы на капремонт не уплачиваются собственниками квартир в двух категориях домов: признанных аварийными на момент формирования программы и подлежащих сносу, а также – при изъятии дома, земли или квартир для госнужд. Если дом ветхий, но официально это не признано, то собственникам предстоит вносить платежи, которые в дальнейшем – при получении статуса ветхого жилья – собственникам квартир вернут обратно.

Считается, что новая система позволит сформировать принципиально новые отношения в сфере ЖКХ. Ведь главный минус нынешней системы затрат на содержание жилого фонда – в отсутствии у граждан возможности контролировать расходы. В данном случае право контроля гражданам дано. Так, средства за исполнение капремонта региональный оператор вправе перечислить только на основании акта приемки выполненных работ. Акт должен быть согласован не только с местными властями, но и уполномоченным представителям собственников жилья.

Информационный вакуум

Перед началом перехода на новые «правила игры» местные и региональные власти должны организовать мониторинг использования жилфонда и обеспечения его сохранности. В Воронеже последние пару десятилетий подобная работа практически не проводилась, и сегодня ни одно ведомство не в состоянии дать картину реального состояния жилого фонда города.

Теоретически информацию о состоянии жилых домов обязаны иметь у себя управляющие компании. Именно для этого в их функции включен периодический обход вверенных зданий, составление актов осмотра, ведение паспортов. Однако фактически эта работа если и ведется, то весьма формально и избирательно. Помощь со стороны муниципального жилищного надзора в организации мониторинга также пока минимальная. Ведь жилищная инспекция сегодня ориентируется в основном на проведение проверок по жалобам населения.

Несмотря на существенный информационный вакуум, региональным властям предстоит определить условия формирования фонда капремонта. В частности, размер минимального взноса, порядок мониторинга домов и составления региональной программы капремонта, плюс – ее ежегодной актуализации, систему контроля расходования средств, условия включения в программу отдельных домов и многое другое.

Кстати, по опыту других регионов, в которых уже определились с суммой отчислений на капремонт, она может составить от 6 руб. за 1 кв.м жилья. Конечная цифра будет зависеть от общей площади квартиры, типа и этажности дома, стоимости проведения капремонта отдельных элементов строительных конструкций и инженерных систем, нормативных межремонтных сроков и перечня работ по капремонту.

Общее собрание

Средства фонда капремонта будут формироваться за счет взносов собственников помещений и всех начисленных на них процентов. При этом владельцы квартир вправе выбрать один из двух вариантов формирования фонда для своего дома.

В первом случае (перечисление взносов на спецсчет дома в кредитном учреждении) дом будет не вправе рассчитывать на средства фонда капремонта региона и на софинансирование из федерального, областного или муниципального бюджета. Зато дом имеет возможность по решению общего собрания собственников провести капремонт в любой момент: хоть через год после начала сбора средств. Это позволит минимизировать ущерб, наносимый накоплениям граждан инфляцией. Но вот если взносы на капремонт аккумулируются на отдельном спецсчете и собственники не принимают решений об их использовании в то время, когда необходим капремонт, органы власти вправе создать для этого дома спецсчет в фонде и забрать на него средства с независимого спецсчета.

Общие собрания для выбора способа ведения спец­счета должны быть проведены в каждом доме в течение двух месяцев с момента публикации региональной программы кап­ремонта. На общем собрании надо определить:

– размер ежемесячного взноса (но не ниже минимума, устанавливаемого правительством региона!);

– перечень услуг и работ по капремонту;

– сроки капремонта (но не позднее тех, которые обозначены в региональной программе);

– владельца спецсчета и кредитную организацию, в которой он будет открыт. Им может стать региональный оператор фонда капремонта или любой банк, имеющий право открывать спецсчета.

После этого в адрес фонда должна быть направлена копия протокола общего собрания.

Если собственники не проведут собрание сами, муниципальная власть обязана его созвать или же самостоятельно принять решение о направлении средств дома региональному оператору фонда.

Без права изъятия

Как известно, должники по квартплате уплачивают пени. Те, кто задолжает по взносам на капремонт, также будут обязаны уплачивать в фонд проценты.

Все сборы на капремонт должны аккумулироваться на специальном счете в банке, предназначенном только для перечисления средств на проведение капремонта общего имущества. Деньги не пойдут ни на содержание аппарата фонда, ни на какие другие нужды. В бюджете области на 2014 год пока планируется заложить на софинансирование капитального ремонта домов воронежцев 103,5 млн руб. Еще 50 млн – на содержание самого регионального фонда. И плюс 5 млн руб. – на программное обеспечение его работы.

Спецсчет формируется не только из взносов на капремонт, но и за счет процентов, поступивших как от должников, так и от банка – за пользование денежными средствами. Список банков, в которых разрешено открывать спецсчета для капремонта, раз в квартал публикует на своем сайте ЦБ. Критерий – величина собственных средств не менее 20 млрд руб.

Платежи за капремонт будут считаться такими же обязательными, как и оплата жилья и коммунальных услуг, но будут называться взносом. Взносы обязательны с момента возникновения права собственности на жилье. Для нанимателей на правах соцнайма оплата капремонта будет включаться в плату за наем.

КСТАТИ

Способ можно поменять

Каждый дом вправе в любой момент поменять способ своего участия в формировании фонда капремонта. Для этого потребуется решение общего собрания собственников помещений, которое надо в течение пяти дней после собрания отправить владельцу спецсчета или региональному оператору.

Правда, если дом получал кредит на капремонт, изменение способа формирования фонда возможно только после погашения долга. Исполнения решения придется ждать 2 года и 5 дней, если ранее средства перечислялись региональному оператору, а люди захотят перейти на свой спецсчет. Зато уйти со спецсчета и передать деньги фонду можно будет всего за месяц и пять дней.

В ТЕМУ

На что складываемся?

В Жилищный кодекс впервые включен перечень услуг и работ, выполнение которых финансируется за счет средств фонда кап­ремонта. В него входит ремонт внутридомовых инженерных систем, лифтового оборудования, крыши, подвалов, фундамента, утепление и ремонт фасада, установка общедомовых приборов учета потребления коммунальных ресурсов. Региональная власть вправе дополнить этот перечень, но никак не сократить.