Газета,
которая объединяет

Веселая «Рита»

Театр драмы показал премьеру по двум пьесам Эдуардо де Филиппо
Рубрика: Культура№ 128 (1702) от
Автор: Анна Жидких

Приглашенный режиссер Анатолий Слюсаренко, знакомый воронежскому зрителю по «Тартюфу» Мольера, недавно появившемуся в репертуаре Воронежского академического театра драмы, представил свою новую работу.

Надо сказать – не без неожиданностей: спектакль «Рита» – остроумный гибрид, произвольная программа постановщика, использовавшего для своего сочинения сразу две известные пьесы итальянского классика Эдуардо де Филиппо.

«Цилиндр» и «Человек и джентльмен»; объединение персонажей из этих, абсолютно самодостаточных, вещей в рамках одного спектакля напомнило мне бессмертную гоголевскую «Женитьбу». «Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича...» Уже смешно.

Авантюризм как способ выживания

То, что «Рита» собирается нас непременно веселить, понятно с первого момента появления героев на сцене. По их костюмам. Нарочито пестрым, утрированно ядовитым – такой мощный акцент на балаганности действа поначалу несколько настораживает. Неужели только броской картинкой будет отрабатываться заявленная стилистика?..

Довольно быстро спектакль дает ответ на этот вопрос – отрицательный, к счастью. И показывает, что режиссер Слюсаренко хорошо чувствует ритм сценического произведения как такового, благодаря чему «Рита» получилась живой и динамичной (местами, впрочем, дерганой, но не сказать, что это портит дело). Мне кажется, в данном случае даже сюжетная надуманность (не путать с фантасмагорией) простительна. А может, и необходима.

Итак: молодая супружеская пара (из «Цилиндра») решается на рискованную авантюру – с тем чтобы поправить бедственное материальное положение. Жена, картинно позируя у окна, заманивает своими неприкрытыми прелестями прохожих эротоманов, готовых выложить круглую сумму за пикантное времяпровождение. Муж, возлежащий на кровати в типичной позе, со скрещенными на груди руками, изображает покойника; его присутствие в доме, открывающееся как бы вдруг, мешает простофилям, проглотившим «наживку» и заплатившим за легкую любовь авансом, перейти к решительным действиям. Они бегут прочь из «нехорошей квартиры», для порядка попросив вернуть деньги. Но только для порядка.

Как всегда, на всякого мудреца хватает простоты. Парочка нарывается на непредсказуемого гражданина, который без особых затей рушит отработанную, до поры беспроигрышную схему. Вот вам и интрига. Одна. Но не единственная.

Действующие лица и исполнители

Вторую «окучивает» компания из «Человека и джентльмена». Актеры бродячей труппы тоже хотят денег – уж очень нуждаются. Изобретательное стремление урвать любой ценой какое-никакое «вспомоществование» и роднит их с персонажами «Цилиндра». Завязывается общий сыр-бор, в котором роль первой скрипки играет Дженнаро (Юрий Смышников).

Я нарочно останавливаюсь на этом образе прежде, чем продолжить разговор о спектакле в целом. Актер Смышников, уже достаточно опытный, переиграл в Кольцовском театре десятки, наверное, личностей – романтичных, умных, мятущихся, потерянных, страдающих. А вот такую острую характерность, которую он демонстрирует в «Рите», я наблюдала впервые. Комическая составляющая зрелища – во многом на его «совести». Для меня «новый» Смышников – главное, пожалуй, открытие премьерного спектакля. Даже аффектация тут – на пользу; актер безошибочно чувствует моменты, «узелки» сценического полотна, останавливаясь на которых можно хорошенько «наподдать». И не делает этого там, где такой прием неизбежно начнет раздражать зрителя. И приведет знамо к чему.

Хороши и обе партнерши Смышникова по «Человеку и джентльмену» – Ирина Кулешова (Флора) и Магдалена Магдалинина (Виола). Умеют сделать смешное не просто смешным, а – с вкусным драматическим подтекстом. Уж так воспитаны; имею в виду профессионализм. Не в полной мере, как мне показалось, востребованный в премьерном спектакле. Иной раз возникает ощущение, что вот актрисы, что называется, набрали ход, но куда на этом ходу направиться – с тем чтобы в конкретном эпизоде реализовать свой потенциал по максимуму – режиссер не сказал.

Что же до «Цилиндра» – один из лучших представителей старшего поколения кольцовцев, Юрий Лактионов (Аттилио), заметно переигрывает молодых исполнителей, особенно – второго, скажем так, плана (хотя тоже сполна не выдает всего, что может). Главные «партии» – Рита (Мария Ембулаева) и Родольфо (Евгений Баханов) – сделаны весьма прилично. Правда, другие спектакли кольцовского репертуара (особенно «Танец Дели») показывают, что Ембулаева явно способна на большее.

Это было у моря

Привлекательна и полная вырванность «Риты» из географического, скажем так, контекста. И политического. Где, в какой стране, при каком государственном устройстве проистекает рассказываемая история – режиссер не конкретизирует. Потому что – а смысл? Зрителю предложены только обстоятельства места – «это было у моря». Правда, дальше Северянина цитировать не получится: романтизировать морскую стихию в деталях Анатолий Слюсаренко тоже не стал. На сцене – море как природное явление; его символизирует полупрозрачное полотно, функциональное с точки зрения воспроизведения нужной атрибутики. Добавляют «соли» в специфическое блюдо бравые матросы; эти персонажи выполняют не только декоративные, но и практические функции. Занимаются декорациями и реквизитом тогда, когда спектакль того требует – маскируют его «швы». Вполне себе оправданный, логичный прием. Как и – сценографический минимализм; будь иначе – случился бы, учитывая яркость костюмов персонажей, явный перебор. В смысле «картинки».

Под занавес придется плавно перейти к главному, если не сакральному вопросу современности касаемо отечественного театра вообще и воронежского в частности: а зачем все это? Зачем тратить столько сил – актерских, режиссерских и прочих «создательских» – на спектакль, который можно сравнить с ладной и звонкой, но дешевенькой погремушкой-побрякушкой? Да, она сделана не скучно, с выдумкой и мастеровито (лично меня, к слову, нисколько не напрягает режиссерская вольность относительно Эдуардо де Филиппо). Но подает тот материал, о котором вряд ли вспомнишь, покинув театр. Вышел – и забыл начисто.

Имеют ли право на существование спектакли, подобные «Рите»? В заведомо буффонадной, плоской стилистике, не углубляющейся в суть вещей и природу явлений? Безусловно! Легкость и непринужденность (а в новинке есть и то, и другое) любого произведения, а сценического в особенности, никто не отменял. Другое дело, что верные поклонники воронежской драмы любят ее за следование русской театральной традиции, отход от которой театром сегодняшнего образца очевиден. Не сомневаюсь (вернее, знаю точно), что многих местных театралов это обстоятельство печалит.

А если возвращаться к вопросу «зачем» – стоит проанализировать отношение режиссера к, скажем так, новому зрителю. Видимо, Анатолий Слюсаренко трезво оценивает запросы общества на развлекательное искусство – и не брезгует им соответствовать. Тоже позиция, что ж. Главное – чтобы при таких ориентирах искусством оно быть не перестало.