Газета,
которая объединяет

О культуре хождения

Рубрика: Колумнистика№ 133 (1707) от
Автор: Юрий Бабаян

На днях председатель движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов в преддверии вторых парламентских слушаний по закону об ОСАГО предложил вернуться к проблеме защиты самого уязвимого участника дорожного движения. Понятное дело, речь идет о пешеходах.

Чем предлагается дополнить закон? Во-первых, введением ускоренной процедуры страховых выплат за компенсацию расходов на лечение и временной нетрудоспособности, оплату медицинской экспертизы. Во-вторых, ускорением процедуры признания попавшего в ДТП пешехода неде­еспособным – чтобы у его законных представителей было больше возможностей действовать в его интересах. Плюс к этому Соколов предлагает и ряд других нововведений. Все они – однозначно нужные и своевременные.

Пешеход на российских дорогах – явление действительно незащищенное и лишенное каких бы то ни было прав. Зебры, светофоры, дорожные знаки – что бы они ни запрещали, какими бы карами ни грозили нарушителю, мало что в состоянии изменить в менталитете водителей, считающих, что они на дороге – боги, а пешеходы – лишь помехи движению. И марка автомобиля значения не имеет: води человек хоть допотопный «Запорожец» стоимостью в пару ношеных сапог – пешеход становится для него существом «второго сорта».

Это – менталитет. Менталитет, который дополнениями в закон об ОСАГО, к сожалению, не исправить. Необходимо понимать, что если рассматривать правовой статус пешехода вообще, то нужно думать о структурном подходе к проблеме. Без этого предложения «Союза пешеходов» при всей их своевременности могут больше даже навредить ситуации на дороге, нежели исправить ее.

Каким же образом? Да элементарным. Если предложения Союза будут законодательно учтены, то это неминуемо отразится на стоимости полисов ОСАГО для автовладельцев. Повысится стоимость – думаете, повысится ответственность водителей? Как бы не так! Опять же в менталитете русского человека заложено считать, что если он за что-то заплатил (тем более – заплатил много), то он автоматически получает права, недоступные тем, кто не платил (в нашем случае – пешеходам). Замкнутый круг, выход из которого может быть только один: вместе с предложенными дополнениями в закон об ОСАГО внести еще ряд изменений, касающихся ответственности за нарушения правил дорожного движения.

Вот несколько примеров того, как можно это сделать. Говорим о запредельном числе наездов на людей в местах, отмеченных зебрами? Устанавливаем штрафы за непредоставление здесь преимущества пешеходам в размере 5, а то и 10 тысяч рублей. Жестоко? Однозначно. Зато можно быть уверенными: получив однажды такой штраф, во второй раз автолюбитель аналогичного нарушения не допустит. Те же суммы – для водителей автобусов, высаживающих на остановках людей из второго ряда. А для тех, кто проносится через пешеходный переход на запрещающий сигнал светофора, сумму можно и увеличить в несколько раз.

Не надо за такие нарушения лишать прав. Нужно просто заставлять людей платить – много и часто. Только так можно изменить менталитет, привив автолюбителю вместо ощущения своего превосходства над окружающими ответственность за собственное вождение. И не нужно бояться больших цифр – в Европе, например, сумма штрафа может быть таковой, что выплачивать ее придется несколько лет. Как итог – культура вождения там находится на совершенно ином уровне.

Плюс к культуре вождения необходимо менять и культуру хождения. Не надо думать, что все водители – сплошь и рядом потенциальные мажоры-убийцы, а пешеходы – белые и пушистые жертвы. Изъяны в менталитете имеются и у тех, кто передвигается по городу на своих двоих, и менять их нужно теми же способами. Переходишь дорогу в неположенном месте – получи те же 5 тысяч штрафа. А если это, например, мама с ребенком – то и все 10, за создание угрозы жизни собственному чаду. Я склонен согласиться и с существующим мнением об освобождении водителя от ответственности за наезд на пешехода, переходящего дорогу вне специально отведенных для этого зон, но – только одновременно с резким ужесточением ответственности за аналогичный наезд на пешеходном переходе.

Если в российское законодательство будут внесены соответствующие изменения, думаю, предложения «Союза пешеходов» будут более актуальными – в структуре дорожного движения, приближенной к идеальной, они будут действительно работать на благо системы и принесут пользу как пешеходам, так и водителям. Пока же, к сожалению, они вряд ли приведут к системным изменениям. Разве только действительно немного облегчат жизнь бесколесным участникам дорожного движения, попавшим в ДТП.