Газета,
которая объединяет

Счастье насильно

Рубрика: Колумнистика№ 135 (1709) от
Автор: Анна Жидких

Подруга решила отметить день рождения в ресторане. Не то чтобы самом крутом, но – именно ресторане, со строгим дресс-­кодом. И, соответственно, приличной публикой. Ведь что, кроме нормальной атмосферы, нам – четверым приглашенным, знакомым друг с другом целую вечность – надо? Увидеться всей компанией, расцеловать именинницу, посидеть, никуда не спеша, в тесном кругу, поболтать о том о сем – вот и весь рецепт счастья.

Начнем с того, что мне не повезло больше прочих: пав жертвой собственной пунктуальности, я прибыла на место встречи первой. Расположилась за столиком, набралась терпения: люди в пробках застряли. Чтобы даром времени, которое вечно в дефиците, не терять, решила изучить пресс-­релиз мероприятия, на которое собиралась утром следующего дня. Он, что нечасто бывает, навороченный попался и невнятный – требовалось сосредоточиться для того, чтобы уяснить, какие сюрпризы день грядущий готовит.

Едва, однако, вперила я очи в листок – подлетел услужливый официант Дмитрий: «Чего изволите?» – «Изволю, – отвечаю вежливо, – чуть позже, пока я в ожиданиях». Человек отошел – типа, понял. Через две минуты – опять тут как тут: «Предлагаю бонус от заведения – маленькую порцию глинтвейна».

После того как я отказалась – уже менее вежливо – от бонуса, пришлось отбить еще три атаки обслуживающего персонала. Мне предлагали меню (хотя минутами ранее я, демонстративно уставившись в свою «грамоту», объяснила, что в одиночку есть и пить не собираюсь), карту спиртных напитков, вазу для цветов. Пока пришли подруги, я дошла до той кондиции, когда хочется бежать от навязчивого сервиса куда подальше. Но это были еще цветочки.

Пока мы выбирали блюда – в течение минут, может, десяти – Дмитрий домогался нас несколько раз: «Подсказать, объяснить, посоветовать?» – «Да не стоит, – говорим, – сами читать умеем». В конце концов пришлось поторопиться с заказом – лишь бы нас наконец в покое оставили. Но куда там!

Прибыли салаты, а с ними – новая порция заботы: «Вкусно? Вам нравится?» Глупо промычать «да» удалось с трудом – рот, извините за натуралистические подробности, был полон. Мычать «нет» в такой ситуации еще глупее.

С горячим картина повторилась один в один – каждую из нас допросили, как мы находим блюдо, прямо в процессе его поглощения. Кусок к тому моменту в горло уже совсем не лез, общения не получалось – попробуйте вести душевный разговор, когда в него то и дело вторгаются посторонние.

Еда, стоит отметить, оказалась несъедобной. Или настолько мы заелись? Зато точно был помои помоями бонусный глинтвейн (который, выяснилось по ходу, полагается в случае солидного заказа, так что мне этот «бесплатный сыр» предлагали как заложнице оного). А развлечения поразили еще больше…

В начале, скажем так, вечера публике было объявлено, что по залу ходит­-бродит человек с фотоаппаратом, который готов запечатлеть на пленку торжественный момент пребывания гостя в ресторане. Когда столь дивной возможностью никто не прельстился – фотограф стал брать приступом попеременно каждый столик: подходил объяснять, какой он ас. Пришлось отшивать еще и его. А дальше на авансцену была выставлена главная «фишка» – поздравления именинников. Мы оказались не единственными «отмечателями».

Церемония (ритуал!) достойна пера Ильфа и Петрова, но я тоже постараюсь. Представьте себе шеренгу вымуштрованной ресторанной обслуги, торжественно – гуськом, в затылок по одному – семенящую в сторону именинного стола. У впереди идущего на вытянутых руках поднос, на котором – подарок. На выбор именинника – либо водка, либо вино в шкалике. Который украшен горящим бенгальским огнем: ну лепота же!..

Спиртное бесплатно давали глотнуть и на выходе – вроде как на посошок, по старой русской традиции. Не представляю себе человека, которого порадовал этот аттракцион неслыханной щедрости – после чая и десерта. Да и вообще говоря, мы все­-таки в ресторане были, а не в придорожном кабаке. И отмечали день рождения не почтмейстера Пафнутия, а успешной бизнес-­леди, в чем никто не засомневается даже при беглом взгляде на нашу именинницу. На кой ей водка на прощанье?

Апогеем жлобства был заключительный «подход» к столу неотвязного Дмитрия: принеся счет, он с обольстительной улыбкой заметил, что чаевые в него не вошли…

Заставь дурака Богу молиться – он себе лоб разобьет. Увы, народная мудрость не устаревает. И если кому-­то она не указ, можно вспомнить более свежую истину насчет того, что насильно осчастливить нельзя. Даже в припадке дурного провинциализма.