Ловушки для жителей многоэтажек
В нашем городе лифты уже не раз падали вместе с людьми, совершали «аварийную посадку». Периодически – и об этом уж обитателям многоэтажек рассказывать не нужно – подъемники во многих домах ломаются, «отказывают» или просто плохо работают. Почему так происходит – попытались выяснить корреспонденты «Берега».
Однако неполадки с обычными «пассажирскими» лифтами актуальны и для многих воронежских многоэтажек. Благо, это пока не оборачивается жертвами. Вот, к примеру, случай прошлого года – его рассказала журналистам одна горожанка. Жители ее дома привыкли к тому, что лифт как-то странно «штормит». Но все они перепугались не на шутку, когда подъемник вместе с человеком полетел вниз…
Лифт, конечно, не рухнул, как в фильме ужасов – а, как позже пояснили коммунальщики, «аварийно сел на ловители». Другая жительница многоэтажки рассказала, как подъемник в ее доме застрял и ей пришлось восемь часов просидеть в темном лифте, пока соседи не вызвали специалистов. Это случилось в мае прошлого года. Как утверждает наша читательница, в тот период часть городских подъемников работала в «глухом режиме». То есть кнопка вызова диспетчера лишь «украшала» кабины, связи же в них не было.
Сколько подобных ситуаций происходит в воронежских многоэтажках – неизвестно. Но жители города постоянно жалуются на плохую работу лифтов. И, видимо, это паника не на пустом месте. Дело в том, что почти половина воронежских лифтов верой и правдой отслужила свой срок эксплуатации. Он, к слову заметить, составляет 25 лет. Срок службы лифтовых узлов и агрегатов значительно меньше…
Разумеется, работать «на отлично» «лифт-пенсионер» просто не может. Добавьте к этому еще и то, что с появлением технического регламента «Безопасность лифтов» (действующий регламент Таможенного союза ТР ТС 11/2011) – требования к подъемникам ужесточились. И потому, получается, львиная доля действующих лифтов если не нуждается в замене, то требует модернизации.
Денег нет – лифта не будет?
– Ситуация с лифтами очень тяжелая, – считает руководитель Общественного совета по вопросам ЖКХ при главе города Воронежа Ольга Фролова. – О проблемах с лифтами говорили все, начиная от президента до представителей регионального управления ЖКХ, но переломить ситуацию пока не удается. Впрочем, подготовлен даже проект специальной программы. Но чтобы ее осуществить – нужны деньги. А ремонт одного подъемника стоит от 1 млн 200 руб. до 2 млн руб. Требующейся суммы нет ни в областном, ни в городском бюджете. Сами собственники вряд ли справятся с такой финансовой нагрузкой.
Правда, и отслужившие свое лифты функционировать могут еще несколько лет.
– Лифты, отработавшие назначенный срок службы, могут эксплуатироваться при положительных результатах обследования. Оно проводится аккредитованной организацией с целью определения возможности и условий продления срока пользования лифтов, – пояснил нам исполняющий обязанности заместителя руководителя Верхне-Донского управления Ростехнадзора Юрий Зверев.
По словам руководителя одной из экспертных организаций города Станислава Коркина, лифты находятся под «присмотром» специалистов. А при обследовании городских подъемников эксперты часто идут навстречу горожанам и продлевают, где возможно, сроки эксплуатации. При этом владельцам выдают жесткие рекомендации к использованию подъемников.
– Все понимают, – говорит Станислав Коркин, – что останови скопом все лифты – начнутся недовольства. Ведь в домах проживают разные люди, среди них – беременные женщины, пожилые люди, мамы с детьми. Но одно дело, когда лифт «переработал» несколько лет, и совсем другое – если он эксплуатируется лет 40…
По мнению эксперта, модернизировать лифтовое хозяйство города – несложно. Монтажных организаций и специалистов в Воронеже много. Нет только одного – денег.
Принудительная остановка?
Сейчас ситуация такова: многие воронежские лифты остро нуждаются в замене или ремонте. А денег на это нет: у жителей многоэтажек, управляющих компаний, у государства. День ото дня потребность в модернизации лифтового хозяйства возрастает – а средств больше не появляется. Финансов, выделенных по федеральным программам и ФЗ-185, не хватает. Собственнику и без того они обходятся в 3 руб. за каждый квадратный метр жилья. Вряд ли воронежцы пойдут на повышение этого тарифа…
Что же ждет обитателей многоэтажек? Неужели подъемники массово выйдут из строя, и их придется остановить? Коммунальщики говорят, что такого допускать нельзя. Все-таки худо-бедно, а лифты в городе меняют. Иногда, как рассказала Ольга Фролова, по решению суда. Правда, жителям сделать это сложно. Ведь им придется доказывать, что на момент первой приватизации дом нуждался в капремонте. А еще потребуется провести дорогостоящую экспертизу.
Кстати, в Нововоронеже был случай принудительной остановки – после вмешательства прокуратуры. Как рассказал нам старший прокурор отдела по надзору за соблюдением федерального законодательства Роман Буц, экспертная организация признала, что дальше эксплуатировать лифт в одном из домов опасно. И подъемник пришлось «прикрыть». Да, вроде бы все по закону. Ну а дальше-то что?
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
На парламентских слушаниях по целевому использованию средств, выделенных на капитальный ремонт многоквартирных домов и на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, проблема лифтового хозяйства была недавно озвучена сенатором от Воронежской области Сергеем Лукиным. Он рассказал, что «…плановые капитальные ремонты владельцами лифтов не проводятся и не планируются. Замена вышедших из строя узлов и агрегатов производится в аварийном режиме». А чтобы избежать беды – представитель региона предложил принять меры по совершенствованию сферы законодательства. В том числе – установить порядок осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением требований к безопасности лифтов.