Газета,
которая объединяет

Стоп, машина?

Эксперты прогнозируют серьезное увеличение цен на бензин
Рубрика: Социум№ 140 (1714) от
Автор: Сергей Попов

Жизнь дорожает регулярно и неуклонно – к этому все привыкли. Среди товаров, подорожание которых оказывает влияние буквально на каждого из нас – бензин. Чтобы прояснить ситуацию, сложившуюся сегодня на топливном рынке, и обсудить перспективы развития отрасли, президент Воронежской топливной ассоциации Сергей Шишлаков и глава воронежского УФАС Владимир Рохмистров на днях провели пресс-конференцию.

Встреча началась с констатации факта: в отсутствие представителей местных операторов крупнейших топливных компаний детально прояснить механизмы цено­образования никто не сможет. К сожалению. Однако некоторые закономерности этого процесса участники пресс-конференции все же отметили.

Заплатим за все

В частности – очевидную, но вместе с тем далеко не всеми понимаемую вещь: в повышении цен на топливо виновата не розница. Ей-то как раз выгодны низкие цены: тогда продажи идут активнее. Ведь розница возьмет свой фиксированный процент в любом случае, какие бы условия ни предложил оптовик.

– Поймите, что нефти у нас в стране – навалом, а вот с ее переработкой – серьезные проблемы, – обратился к собравшимся Сергей Шишлаков. – Отсюда дефицит бензина, а дефицит, в свою очередь, провоцирует рост цен. Наш самый «молодой» перерабатывающий завод построен еще при Сталине, остальные – еще древнее, хотя их постоянно модернизируют. Заводов не хватает – их строительство стоит миллиарды долларов. Фактически полноценно работающих предприятий – семнадцать. Еще одно-два – хронически на ремонте и переоборудовании.

Владимир Рохмистров рассказал, что недавно Министерство энергетики утвердило график, согласно которому нефтяные компании, имеющие нефтеперерабатывающие заводы, должны перейти на выпуск продукции, соответствующей европейскому стандарту «Евро-5». Сейчас идет модернизация заводов, которые будут поставлять на наш рынок именно такие, экологически чистые нефтепродукты. Но, как известно, издержки на «перестройку» производств обычно ложатся на плечи «мирных жителей»: за все платят конечные потребители.

Поэтому совершенно неудивительно, что большинство прогнозов относительно бензиновых ценников на следующий год неутешительны. Эксперты говорят, что подорожание может составить от восьми до тридцати процентов. От каких факторов это зависит?

По логике – местные оптовые цены необходимо коррелировать с общемировыми. Однако у нас этого не происходит. Сергей Шишлаков заявил, что после подписания договоров с Ираном, согласно которым разблокирована часть квоты на продажу нефти, цена на мировом рынке должна упасть.

– Но у нас в стране все очень странно – редко когда цена на нефть была связана с ценой на бензин, – разъяснил Шишлаков. – Как будто бензин делают у нас не из нефти, а из угля или чего-то другого.

Неестественный отбор

Владимир Рохмистров отметил и другую предпосылку для повышения цен: в связи с увеличением налоговой составляющей в 2014-2015 годах акцизы будут приплюсовываться к себестоимости.

На вопрос корреспондента «Берега» о разновидностях самого бензина и, в частности, о ситуации на воронежских заправках «Роснефть» (которые предлагают потребителям помимо стандартного 92-го бензина и более дорогой, «улучшенный» его вариант), Владимир Рохмистров ответил, что антимонопольщики давно бьются над тем, чтобы на заправках в ценниках указывали полное наименование реализуемого бензина. Потому что вариантов существует действительно много. И тем, кому важны эти тонкости, неплохо бы знать, за что именно они платят.

Если же говорить о живущих в среде воронежских автомобилистов легендах относительно качественного бензина на одних заправках и некачественного на других – это действительно мифы. Нередко крупные розничные игроки берут товар на реализацию у одних и тех же оптовиков. А подобный «гипноз» – не что иное, как результат отлаженной работы сарафанного радио, первоисточник которого – подкупленные автомастера и им подобные «знахари». Которые непременно шепнут на ушко: «Заправляйся только там-то, а то, глянь, что плохой бензин с твоей машиной сотворил». И методика работает безотказно. Игнорируя зачастую географически удобные заправки, люди едут бог знает куда, чтобы заполучить «качество лучше, чем у других». Смысла в таком «естественном отборе» – ноль. Так, во всяком случае, говорят эксперты.