Газета,
которая объединяет

Тарифный предел

Почему 11 км пути по платному участку М-4 стоят для воронежцев и липчан 55 рублей
Рубрика: Экономика№ 80 (1348) от
Автор: Александр Пылев

С минувшей субботы до прошедшего вторника на автодороге «Дон» был организован пикет. Автомобилисты из Воронежа и Липецка протестовали против «несправедливой тарифной политики» на федеральной трассе. Дело в том, что 11 км маршрута в пределах Липецкой области приходятся на платный участок М-4, который расположен с 414 по 464 километр дороги «Дон». В результате сложилась ситуация, когда за путь, в пять раз меньший, водители отдают ту же сумму, что и те, кто проехал все 50 км.

Поэтому главным требованием протестующих стала установка турникетов на каждом въезде на платный участок дороги. И взиманием денег не просто за выезд на платную М-4, а за то конкретное количество километров, которое водитель по ней проехал. Подобное решение позволило бы водителям, направляющимся из Воронежа в Липецк и обратно, в 4-5 раз сократить суммы платежей за проезд по федеральной трассе. В ходе пикета около 30 его участников организовали сбор подписей в адрес министра транспорта РФ Игоря Левитина.

Оплачивать по факту

Дело в том, что администрация Липецкой области уже писала о сложившейся ситуации главе «Росавтодора» Анатолию Чабунину. Однако от него пришел пространный и крайне неконкретный ответ – мол, «получено, рассмотрено, изучается». Поэтому теперь водители пишут министру транспорта, а параллельно предупреждают «Росавтодор»: «если не снизят стоимость проезда по платному участку трассы, мы ее перекроем». По словам одного из инициаторов пикета, Александра Наконечного, для этого достаточно «устроить массовую поломку машин».

Адекватна ли угроза тому ущербу, который наносит абсурдный тариф на липецком участке – сказать сложно. Но в любом случае, проблема платных участков не может рассматриваться под одним углом: «дорого» или «дешево» стоит проезд. Тут есть целый ряд аспектов. Скажем, никто не запрещает водителям ездить из Воронежа в Липецк и обратно по альтернативной дороге – через Конь-Колодезь и Хлевное. Участники акции протеста утверждают, что ее использование вызывает крайне негативную реакцию жителей этих сел, поэтому, мол, надо решать проблему справедливой оплаты на М-4. Наверное, в этих словах лишь доля истины: на самом деле, автомобилистам значительно удобнее и быстрее ехать по федеральной трассе. Но с другой стороны, «Росавтодор» тоже должен понимать абсурдность того, что он взимает за 50 и за 11 км пути одинаковую плату.

Действительно, мировая практика говорит о том, что люди должны платить не просто за тот факт, что они оказались на магистрали, а за то количество километров, которое по ней проехали. Это сегодня в стране лишь около 450 км трасс эксплуатируется на коммерческой основе. А к 2016 году их протяженность должна увеличиться в 6,7 раза – до 3 тыс. км. И тогда мы рискуем прийти к тому, что полторы тысячи километров от Москвы до Новороссийска, контролируемые «Росавтодором», могут стать одним большим участком с ценой в 1,5 тыс. руб. за право выезда на его асфальтобетонное покрытие.

Платим трижды

Еще одна важная и открытая проблема: будущее бесплатных альтернатив. Ведь основные денежные потоки, собранные в результате эксплуатации платных дорог, должны идти на ремонт этих же трасс. А альтернативные бесплатные рискуют оказаться напрочь разбитыми.

Нельзя забывать и то, что пользователей платных дорог фактически заставляют несколько раз из своего кармана профинансировать дорожную отрасль. Первый раз транспортным налогом, второй – внесением денег в кассу платного участка. При этом заметьте, платными сегодня делают те участки, которые были реконструированы за деньги государства. А ведь бюджет формируется за счет тех средств, которые вносим все мы, в том числе  и автомобилисты.

Другое дело, если бы речь шла о новом участке, который построил частный инвестор за счет собственных или привлеченных средств. Но пока наш бизнес в дорожной отрасли стремится лишь масштабно «осваивать» государственные средства, предпочитая не вкладывать свои…

«Просим вас принять меры к изменению алгоритма и стоимости проезда путем установки дополнительных терминалов на съезде с трассы в районе села Хлевное, – пишут автомобильные «протестанты» с М-4 Анатолию Чабунину. – Таким образом, вы проявите уважение к автовладельцам и организациям, которые используют данный маршрут…» Увы, вряд ли там, где речь идет о миллионах рублей дополнительной прибыли, работают такие понятия, как «уважение».