Газета,
которая объединяет

С вещами – на выезд

Судебные приставы не спешат исполнять решения судов о депортации из Воронежа нелегальных мигрантов
Рубрика: Социум№ 141 (1715) от
Автор: Сергей Жильцов

С соответствующим заявлением выступила на днях прокуратура области. Она потребовала усилить контроль со стороны регионального управления Федеральной службы судебных приставов за исполнением решений о выдворении иностранных граждан, нарушивших законодательство.

Любопытно, что прокуратура впервые провела подобную проверку, связанную с процедурой административного выдворения иностранных граждан за пределы России. И выводы прокуратуры стали очередным «козырем» для региональной власти, добивающейся компромисса с жителями Старой Ведуги (Семилукский район) в вопросе начала строительства в этом селе Центра по содержанию мигрантов, ожидающих депортации.

«Сидельцы» поневоле

В 2013 году мировые судьи вынесли решение о депортации более 250 иностранцев. Но на родину отправилось только 50 человек. Таким образом, на исполнении 15 районных подразделений судебных приставов находилось порядка 200 решений о выдворении незаконных мигрантов.

Федеральное законодательство гласит, что с 1 января 2014 года иностранные граждане, ожидающие депортации, должны содержаться в специализированных учреждениях. Пока же, как установила прокуратура, 109 «выдворенцев» находились в специализированных помещениях органов внутренних дел – в изоляторах и спецприемниках. При этом 82 человека – свыше 30 суток, 11 человек – свыше 60 суток. По сути, эти люди отбывали заключение, к которому суд их не приговаривал.

Наибольшее количество нарушений выявлено в деятельности Левобережного и Центрального отделов приставов. И проблема не столько в отсутствии денег на билет в один конец. Приставы зачастую даже не начинали истребовать документы, необходимые для исполнения решений: например, удостоверяющих личность и подтверждающих гражданство.

Возможно, для кого-то сама постановка вопроса о правах незаконных мигрантов покажется нелепой: мол, незачем было нарушать наши законы! А нарушили – сидите, где посадили! Тем более, полиция фиксирует в регионе стабильный рост преступности с участием иностранцев: до 8-10 в месяц. Причем особо тяжких статей в них – грабежей, разбойных нападений и изнасилований – становится все больше. Рейды ФМС по городским предприятиям еженедельно выявляют сотни нелегальных строителей, продавцов и разнорабочих. И это – несмотря на то, что в России серьезно ужесточились санкции и для работодателей, и для самих мигрантов.

Строить на перспективу

Однако, чтобы разобраться в вопросе, надо понять: официальная статистика – лишь вершина айсберга огромной проблемы. Ведь точного числа мигрантов в Воронежской области просто никто не знает! Официальные лица говорят о десятках тысяч. И о том, что как минимум 10-15% от этого количества составляют люди, приехавшие в Россию без документов или утратившие право здесь находиться. В основном это граждане Узбекистана, Молдовы, Таджикистана и Украины.

Понятно, что 250 решений о депортации – капля в море большой проблемы. И если за нее взяться всерьез, то для содержания ожидающих депортации у полиции банально не хватит помещений. Поэтому строить центр для депортируемых необходимо. Другое дело, в Старой ли Ведуге? И вопрос здесь не столько в протесте местных жителей, которые напуганы возможным скоплением здесь мигрантов, а в целесообразности использования столь небольшого здания. Если предположить, что полиция и УФМС решат поработать качественно и задержат хотя бы половину минимально возможного количества нелегалов – то области потребуется лагерь на сотни мест! Это явно не двухэтажное здание в Старой Ведуге.

По данным одного из воронежских интернет-порталов, жители села вышли на сход и подписали обращение к губернатору Алексею Гордееву с просьбой не превращать бывшую школу в Центр для размещения «евразийского интернационала». Возможно, люди просто неправильно ставят проблему перед властью. Центр нужен. Но не в формате переделанной двухэтажной школы, а в виде огороженного и охраняемого объекта, рассчитанного на расселение с минимальными удобствами для мигрантов.

Это решило бы сразу ряд вопросов. Во-первых, мы бы получили базу, позволяющую реально решить вопрос содержания нелегальных мигрантов, а не просто отчитаться для галочки перед федеральным центром. Во-вторых, строительство и функционирование лагеря стало бы реальным инвестиционным проектом, который позволил бы существенно улучшить социально-экономическую ситуацию в конкретном районе. В-третьих, с учетом, что наши полиция и УФМС не смогут оперативно наполнить просторный лагерь «жильцами», на объекте вполне можно подзаработать: сдавать его «койко-места» в аренду для содержания лиц без определенного места жительства или даже незаконных мигрантов из других областей ЦЧР.