Газета,
которая объединяет

Конец «Коммунизма»

В Воронеже выступили легендарные сибирские панки
Рубрика: Культура№ 143 (1717) от
Автор: Сергей Попов

Собираясь на концерт формально несуществующего коллектива, трудно предположить, чего ждать от мероприятия. И хотя опусы авангардного «Коммунизма», чья история насчитывает четверть века, знакомы многим любителям отечественной музыки, такой группы не было и, по сути, нет.

Это студийный (или, правильнее, «домашний») проект основателей «Гражданской обороны» Егора Летова и Константина «Кузи Уо» Рябинова. «Коммунизм» замешан на авангардной психоделике с использованием совершенно неожиданных аллюзий, цитат, заимствований и звуковых коллажей.

Органика и энергия

Пытаться определить это как панк, нойз, фолк или фри-джаз – гиблое дело. Ни один термин не даст понимания явления, хотя явный отсыл ко всем обозначенным жанрам есть. Много лет «Коммунизм» существовал исключительно в качестве зафиксированных на пленку сонорных опытов. Потом проект исчерпал себя. Потом умер Егор. И вот – на тебе! Спустя два десятка лет после начала эпопеи «Коммунизм» получил сценическое воплощение.

На сцену доживающего свои последние дни арт-клуба «Наша среда обитания» вышли Константин «Кузя Уо» Рябинов, Олег «Манагер» Судаков, Игорь «Джефф» Жевтун, Александр «Сан Саныч» Андрюшкин и примкнувший к «легендам» молодой басист Дмитрий Максимов. Собственно, все, кроме Максимова, принимали участие в записях либо «того» «Коммунизма», либо «Гражданской обороны». Большинство «засветились» и там, и там.

Как ни странно, после смерти Летова роль «первой скрипки» перешла отнюдь не к Рябинову, а к Манагеру. Хотя пели-то трое. Но Олег очень выделялся на фоне друзей-музыкантов. Какой артистизм! Какая органика и энергия! Джефф старался не отставать, а вот Кузя выглядел этаким уставшим философом, старичком-лесовичком (да, он седой и какой-то кошмарно благообразный). Раскрылся (и то совсем не до конца и, кажется, даже не наполовину) Рябинов только в номере про Канта и в классической вещи «Коммунизма» с неприличным названием, которую именно Кузьма всегда и пел.

Жив не только Цой

«Что они вообще могут сыграть, когда в альбомах – одна сплошная психоделия, невоспроизводимая в принципе», – думалось мне на подступах к клубу. Как выяснилось двумя часами позже – именно ее музыканты и выдали. И не такая уж она невоспроизводимая. Насколько тяжело себе представить живое исполнение «Радостно на душе», «На советской скорости» и тому подобного – настолько убедительно они и прозвучали. Неповторимо и запредельно, здорово и вечно.

Теоретически такой концерт могла испортить только публика – вялостью. Но не тут-то было! Воронежские меломаны все сделали как надо: и на сцену лезли, и бутылками швырялись. Сурово, но других вариантов адекватной бурной реакции зала просто не существовало. Как не могло не звучать истошных криков «Егор жив!»

«Конечно, жив, – ответствовал Манагер. – И Егор, и Янка, и Лукич – все с нами, сегодня они где-то рядом. И раз вы просите, мы закончим концерт песней ГО».

«Непрерывным суицидом» и была поставлена точка в истории «Коммунизма». Вообще точка. Совсем-совсем. Во всяком случае, пока музыканты больше играть не планируют – нигде и никогда.