Газета,
которая объединяет

Качу, куда хочу

Почему от нас могут сбежать электрички
Рубрика: от
Автор:

Уже который год железнодорожники пугают воронежцев тем, что оставят практически без пригородных поездов. Под занавес уходящего года нас вновь «угостили» угрозами. А в новом – «одарили» очередными обещаниями отменить несколько маршрутов пригородного сообщения.

В №1 от 10 января газеты «Берег» мы писали о том, что перевозчик ППК «Черноземье», «дочка» РЖД, компания, которая осуществляет в регионе пригородные перевозки, – с 20 января планирует отменить пока семь пригородных маршрутов. А в масштабах ЦФО речь идет о предстоящей отмене 48 поездов по 24 маршрутам. Что ж, нам не привыкать.

В прошлом году уже «приговорили» львиную долю электричек с «дачных» маршрутов, большую часть пригородных поездов сообщением «Воронеж – Липецк – Воронеж», сократили маршрут следования четырех поездов…

Еще осенью ППК «Черноземье»   объявила о своем предбанкротном состоянии и намерении из 63 курсирующих на тот момент электричек оставить только шесть. Впрочем, это мы уже тоже слышали. В 2012-м речь шла примерно о том же. Тогда перевозчики хотели убрать 50 поездов пригородного сообщения. После переговоров с властями цифра уменьшилась. В результате отменили два поезда пригородного сообщения: «Воронеж – Курск» и «Воронеж – Липецк».

Сокращения и отмены маршрутов перевозчик объясняет каждый раз одинаково – организация, мол, терпит колоссальные убытки. Так, с 1 июля 2011 года по октябрь 2013 года, по информации ППК «Черноземье», совокупные потери компании составили более 2,9 млрд руб.

– Чтобы обслужить электричку, – вторят перевозчикам их коллеги из Воронежского филиала Московского госуниверситета путей сообщения (МИИТ), – нужно очень много ресурсов: это электроэнергия, зарплаты большому количеству работников и множество других затрат…

Само предприятие, сетуют перевозчики, с таким финансовым бременем не справится. Дело в том, что тарифы на проезд в пригородных поездах устанавливает региональное правительство. Размер тарифа в 2013 году составлял 14 руб. за 10-километровую зону. Власти и сейчас настаивают именно на этой цифре, в то время как железнодорожники считают, что «реальный» тариф – 40 руб. Однако все понимают, что для населения такие суммы неподъемны.

Разница между щадящим для населения тарифом и тарифом, при котором перевозчик не несет большие потери, компенсируется последнему из облбюджета. По мнению перевозчиков, эти компенсации недостаточны. Свое мнение железнодорожники подкрепляют цифрами. Вот, мол, в 2012-м за счет регионального бюджета удалось компенсировать лишь 18,3% потерь, в 2013 году – около 16%.

В свою очередь в правительстве области отмечают: этот вопрос не висел в воздухе. Его комплексно решали специалисты обладминистрации на протяжении 2011-2013 годов. Объем компенсаций на так называемые «выпадающие доходы», по данным облправительства, увеличивался – в 2012 году с 12 до 79,9 млн руб., в 2013-м до 80 млн руб. А в 2014 году компании планируется выделить 170,6 млн руб. Требования перевозчика представители регионального правительства объясняют тем, что «дочка» РЖД руководствуется какими-то своими сугубо ведомственными расчетами.

Власти пытаются контролировать ситуацию и не допустить социального напряжения. Так, например, когда отменяли дачные маршруты – чиновники от транспорта разрабатывали план по замене электричек автобусами. И такие маршруты действительно появились и, возможно, еще появятся.

Согласитесь, пересадить пассажиров в автобусы – вариант. Но не выход. С нашим климатом и загруженностью трасс – просто опасно. И потом – где гарантии, что для пассажиров пригородных автобусов будут действовать льготы и абонементы – как на проезд в электричках?

Судьба электричек еще окончательно не решена. Власти и перевозчики ведут переговоры. Что в итоге получится – неизвестно. Тем временем предлагаются варианты решения проблемы. К примеру – самому предприятию пойти по пути снижения издержек и расходов. Например, за счет сокращения штата некоторых работников, потребности в которых современный транспорт уже не испытывает.