Газета,
которая объединяет

Право на выкуп

Рубрика: Колумнистика№ 2 (1717) от
Автор: Юрий Бабаян

Сразу после новогодних праздников премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление, ужесточающее контроль над подарками чиновникам. Отныне оставлять у себя они смогут лишь те презенты, стоимость которых не будет превышать 3 тыс. руб.

В принципе, данную норму отдельным постановлением можно было и не прописывать – она давно уже содержалась в Гражданском кодексе РФ. Однако кодекс не регламентировал, что делать с теми подарками, стоимость которых превышает указанные 3 тысячи, а постановление дало на этот вопрос вроде бы исчерпывающий ответ. Теперь чиновник должен в течение трех дней сдать подарок в специально созданную структуру, которая либо позволит ему выкупить презент за номинальную стоимость, либо реализует его с торгов. Эта же структура будет проводить и оценку его стоимости, если к нему не будет приложен кассовый чек (а подарки, надо отметить, чаще всего преподносятся без каких-либо чеков).

В этой связи возникает два вопроса. Во-первых, кто (какая именно структура) займется этой работой? Во-вторых, как будет производиться оценка?

Сегодня, например, я не вижу в структуре ни правительства Воронежской области, ни администрации Воронежа такого подразделения, которое могло бы безболезненно взять на себя такую функцию. Соответственно, создавать структуру придется на голом месте. А тут уже возникнут серьезные проблемы с функционалом. Ведь в определенные пиковые периоды (например, под Новый год) чиновники получают просто вал подарков, многие из которых действительно превышают установленный стоимостный порог. Предполагаю, что в дни, предшествующие празднику и следующие за ним, у нового подразделения работы будет и правда невпроворот. Однако что они будут делать в другое время, когда подарков этих – раз-два и обчелся? Не брать же, в самом деле, на муниципальную и государственную службу сезонных работников, как это, например, активно практикуется в сельском хозяйстве и переработке пищевой продукции! Вывод: органам власти придется создавать в своих недрах заведомо паразитирующую структуру, которая раздует и без того не маленький чиновничий аппарат.

Вопрос определения цены презента – тоже немаловажен. Нет, если тому или иному руководителю кто-то дарит автомобиль, то с этим все просто – выясняется цена машины в данной комплектации у официального дилера, и все. Но справедливости ради отметим: подобные подарки, как правило, преподносятся со всеми финансовыми документами. А как быть с алкогольными напитками, которые обычно и вручают чиновникам средней руки?

Возьмем, например, известный еще с советских времен коньяк, стоимость поллитровой бутылки которого в торговой сети Воронежа составляет примерно 3,5 тыс. руб. Значит, на оптовой базе его можно приобрести за сумму в 2,7-2,8 тысячи. И откуда оценщику будет известно, где и за какую цену человек его приобрел, прежде чем преподнести чиновнику, ведь чек к бутылке он, естественно, не приложит?!

Пример, возможно, несколько наивен. Вряд ли кто-либо будет проверять, сколько бутылок спиртного стоит в баре того или иного руководителя, сколько они стоят и откуда там появились. Речь, несомненно, идет о куда более дорогостоящих подарках, которые к тому же преподносятся при свидетелях. Однако в этом и есть главная проблема данного постановления. Машины, квартиры и дачи никто уже давным-давно прилюдно чиновникам не дарит – моветон, как-никак, за который может «огрести» как одариваемый, так и даритель. Поэтому подобные презенты давно уже преподносятся без свидетелей и записываются не на чиновников, а на их родственников (желательно – по линии супругов, чтобы еще и фамилии не совпадали). И их с помощью постановления Медведева не национализировать никак.

Убежден: данный нормативный акт – не более чем ширма, демонстрирующая якобы борьбу с коррупцией на федеральном уровне. Почему «якобы»? Да потому что совсем иные действия предпринимают те правительства, которые хотят реально изжить коррупцию на подведомственной территории. Например, кое-где в Европе требуют от чиновников подтверждения законности средств, на которые было приобретено жилье, превышающее по стоимости их годовой доход. А у нас чиновник с зарплатой в 100 тыс. руб. легко может владеть дорогостоящими объектами недвижимости, пятью-шестью авто премиального класса и обучать детей в оксфордах-гарвардах, открыто говоря практически обо всем этом в ежегодных своих декларациях. А что ему скрывать? Это же разрешено. А вот подарки за 3 тыс. руб. – уже запрещено. Нелогично как-то, согласитесь…