Газета,
которая объединяет

Доживем до оптимизации?

Как объединить в Воронеже Басова и Штукмана
Рубрика: Социум№ 7 (1722) от
Автор: Николай Миронов

Судьба средней общеобразовательной школы №37 (известной как школа Штукмана) оказалась на этой неделе в центре внимания. Поводом послужила информация о скорой реорганизации образовательного учреждения: вхождение школы в гимназию имени Басова – как наиболее вероятный вариант.

Обеспокоенные предполагаемой ликвидацией школы родители учеников и педагоги рассказали о ситуации в социальных сетях. Затем появилось обращение родительского комитета школы к губернатору Воронежской области с требованием публичного обсуждения проектов реорганизации.

Как отмечают авторы открытого письма, поглощение гимназией имени Басова школы №37 не устраивает родителей, поскольку образовательные программы в гимназии сильно отличаются от тех, по которым учились их дети. Кроме того, гимназия является элитной школой Воронежа, и многие из «штукманцев» просто боятся не «потянуть» обучение своих детей после объединения.

«Между детьми из Басовки и 37-й школы настоящая социальная пропасть. У нас в школе много ребят из многодетных семей, а в Басовскую учеников привозят на машинах. Одни проводят каникулы в Европе, другие – у водохранилища. И за некоторых любимых нами учителей мы тоже волнуемся, готовы за них постоять», – этот комментарий одной из мам ученика школы №37 довольно типичен.

Авторы письма замечают, что в центре города нужны не только «элитные» общеобразовательные учреждения, но и школы для граждан со средним достатком. Родительский комитет указывает на то, что 37-я школа является учебной базой для СДЮСШОР им. Ю. Штукмана, воспитавшей многих успешных спортсменов. Особо упоминается Виктория Комова – серебряный призер Олимпийских игр в Лондоне 2012 года, заслуженный мастер спорта.

Заметим, что слухи о реорганизации появились перед Новым годом. Получив подтверждение у депутата городской думы своего округа, группа родителей направилась в мэрию.

В минувший вторник администрация Воронежа в лице руководителя городского управления образования Константина Викторова дала официальное разъяснение по данному вопросу.

Прежде всего Константин Викторов напомнил, что ситуация вокруг школы №37 не является исключительной. Идет процесс оптимизации муниципальной системы образования: например, в декабре 2013 года завершилась реорганизация вечерней школы №27 в форме присоединения к открытой вечерней школе №11.

И сейчас как один из вариантов оптимизации школы №37 рассматривается вопрос о ее присоединении к гимназии имени академика Н.Г. Басова. Если по итогам работы комиссии реорганизация будет признана целесообразной, соответствующие документы направят в городскую Думу. «если реорганизация будет одобрена, то проводиться она будет поэтапно и начнется только после завершения учебного года, чтобы не нарушать учебный процесс, – уверяет руководитель городского образования и затем подчеркивает: – За последние несколько лет в общеобразовательной школе №37 – низкая наполняемость, например, в 2012-2013 учебном году контингент обучающихся школы составлял 315 человек, в 2013-2014 – 323 человека при мощности учреждения в 800 человек».

«В процессе реорганизации педагогические работники присоединяемого учреждения будут переведены в гимназию или смогут перейти в другие образовательные учреждения», – разделяет Константин Викторов и заботу родителей о педагогах. При этом чиновник отмечает, что в 2013 году в школе Штукмана зафиксирован самый низкий уровень средней заработной платы педагогического состава (порядка 15 тыс. руб.). А перевод педагогов в гимназию, несомненно, означает увеличение их заработка.

Гимназические упражнения

Обсуждая эту ситуацию на недавнем заседании правительства области, губернатор Алексей Гордеев поручил руководителю департамента образования Олегу Мосолову и руководству городского округа город Воронеж еще раз детально разобраться и самое главное – проконтролировать, чтобы родителям учащихся объяснили, что происходит на самом деле. «Любые решения власти и системные изменения в работе учреждений общего образования должны идти только на пользу качеству образования детей, и родители должны это понимать. Информация вышла «передернутая», вообще непонятно, как можно в городе закрывать школу, тем более что там нормальное здание. Я понял, что родители просто не знают настоящей ситуации. С ними нужно встретиться, все объяснить и потом мне доложить», – заявил Алексей Гордеев.

В свою очередь «Берег» попросил разъяснить нюансы возможной оптимизации школ председателя регионального отделения Всероссийского педагогического собрания Ольгу Картавцеву.

– Учителя 37-й школы ничего не теряют, даже – приобретают. При бОльшем, чем сейчас, количестве учеников у конкретного педагога появляется возможность специализации, он уже может не быть многостаночником, кроме того, может организовать дополнительно работу секции, кружка... Также при увеличении количества учеников зарплата у учителя в состоянии повыситься без дополнительной часовой нагрузки.

Дети, переходя в «Басовку», также получают новые возможности. При нормальной реорганизации и грамотном руководстве. Имей место эти условия в 37-й школе, они бы, наверное, сохранили свои 800 учащихся, а не сократились наполовину. Спортивные классы, которыми по праву гордится школа Штукмана, можно также сохранить и в рамках гимназии.

Родительская общественность 37-й школы должна вой­ти в Совет гимназии и сможет добиться решения финансовой и других проблем – активным участием в делах образовательного учреждения, а никак не позицией «нас в чем-то ущемляют», – заметила Ольга Анатольевна.

Что в камере обскура?

Есть в истории реорганизации и один эксклюзивный аспект. Дело в том, что гимназия им. Басова сегодня также переживает не лучшие времена. И связано это со строительством нового здания Камерного театра – в опасной близости от гимназии. Предлагаем типичный комментарий в соцсетях, на этот раз уже по поводу элитного учебного заведения: «Мы, родители 1400 учеников гимназии Басова, постоянно в тревожном состоянии с сентября. Над детьми и учителями Басовской гимназии весь нынешний учебный год проводят эксперимент – учеба в условиях повышенного строительного шума. Минувшей осенью окна учебного заведения открыть было невозможно, в классах страшно душно: строительная песко-цементная смесь, грохот…»

Так что причина реорганизации может корениться не только в проблемах школы Штукмана, но и в проблемах гимназии, что ее поглощает. Во всяком случае, именно «Басовка» войдет на неэффективно используемые площади школы №37, а не наоборот…