Газета,
которая объединяет

Призыв к ненасилию

Евгений Плахутин из Кантемировки – уклонист или антимилитарист?
Рубрика: Социум№ 13 (1728) от
Автор: Николай Миронов

Сегодня в Кантемировском районном суде слушается дело по жалобе местного жителя Плахутина на постановление о возбуждении против него уголовного дела.

Евгений – 20-летний призывник, который осенью прошлого года в течение призывного периода добивался реализации своего права на альтернативную гражданскую службу (АГС).

Стратегия на стратегию

В октябре 2013 года молодой человек подал в отдел военного комиссариата Воронежской области по Кантемировскому району (где он проживает) заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную. Заявление приняли и зарегистрировали в установленном порядке. Но призывная комиссия, вместо того чтобы рассмотреть его на заседании и вынести решение о замене службы или об отказе в таковой, выдала призывнику повестки для прохождения медицинского освидетельствования и для прохождения призывной комиссии.

И вскоре молодой человек стал серьезной занозой для судов и комиссариатов. На его сторону встали уполномоченный по правам человека в Воронежской области Татьяна Зражевская и правозащитники Воронежа.

Особенность дела Плахутина заключается в том, что он добивается прохождения АГС не по религиозным мотивам (как бывает довольно часто), а по причине своей «гражданской антимилитаристской позиции».

Однако это не отменяет того факта, что, не рассмотрев заявления Плахутина по существу, сотрудники военкомата Кантемировского района нарушили порядок. Позже призывная комиссия все же рассмотрела заявление Евгения, отказав ему в замене, после чего призывник обжаловал решение призывной комиссии в суде. Меж тем по обращению начальника отдела военного комиссариата подразделение Следственного комитета возбудило в отношении Плахутина уголовное дело по статье «Уклонение от прохождения военной или альтернативной гражданской службы».

Омбудсмен в помощь

Уполномоченный по правам человека Татьяна Зражевская в свою очередь заявила о необоснованности уголовного преследования призывника и подчеркивает наличие нарушения его конституционных прав призывной комиссией, отделом военного комиссариата и следственным отделом Кантемировского района Воронежской области. Уполномоченный высказала намерение обратиться в прокуратуру Воронежской области.

Заметим, что Плахутин выдержал уже несколько раундов в суде. Так, 28 января Воронежский областной суд в ходе апелляционного слушания по иску Евгения к призывной комиссии отказал истцу в удовлетворении жалобы. Суд высказал предположение, что Евгений злоупотребляет своим правом на замену военной службы гражданской, нарушая сроки подачи заявления. В то же время в 2013 году при рассмотрении двух аналогичных дел призывников Воронежа областной суд подтвердил возможность восстановления сроков подачи заявления на альтернативную службу и отменил решения призывной комиссии. Призывники были направлены на прохождение альтернативной службы в одну из больниц Воронежа.

Евгений намерен обжаловать решение суда в Европейском суде по правам человека. Поскольку в соответствии с действующим законодательством уполномоченный по правам человека не может выступать стороной в судебном процессе, Евгению помогает правозащитник – председатель регионального Молодежного совета по правам человека (Дом прав человека) Александр Друк.

«Худший способ дрессировки»

Пока суд да дело, «Берег» решил прояснить гражданскую позицию Евгения Плахутина: насколько тверды его убеждения в части отрицания насилия. Он рассказал, что за свою 20-летнюю жизнь участвовал только в одной драке, в школе. «Это случилось не по моей инициативе, того парня просто заклинило. После инцидента отношения у нас с ним восстановились до нормальных», – вспоминает Плахутин.

«Моя позиция – антимилитаристская, я не хочу участвовать в насилии. Думаю, что в будущем мир может отказаться от насилия. Я прочел несколько книжек по дрессировке животных, и там делается вывод, что насилие – это самый худший способ дрессировки», – заявляет Евгений. Что касается войны, то ее, по мнению Плахутина, должна заменить дипломатия: «мы же люди разумные». Пока необходимость для государства иметь вооруженные силы Евгений не отрицает, но считает контрактную армию – «шагом к миру без насилия».

По Кантемировскому району кроме этого был только один случай, когда призывник захотел альтернативной службы. То был свидетель Иеговы и его заявление удовлетворили, сейчас он, по словам Евгения, служит в доме престарелых где-то под Воронежем.

В требовании же АГС на основании гражданской позиции Плахутин – первый в Кантемировке. Да и чтобы перечислить таких, как он, по всей Воронежской области, хватит пальцев на руке. В 2012 году, по данным Минсоцразвития региона, альтернативную гражданскую службу проходили 12 человек, в 2013 – 10. Сколько из них служат альтернативно по религиозным, а сколько – по гражданским убеждениям, статистика не фиксирует. В Воронеже для служащих по АГС есть вакансии санитаров в больницах и домах престарелых, а также – почтальонов. Они не требуют специальной подготовки, поэтому уровень образования значения не имеет.