Газета,
которая объединяет

Страна восходящего солнца

В Новоживотинном прошел фестиваль «Песни Святого Лога»
Рубрика: Культура№ 83 (1366) от
Автор: Анна Жидких

Мероприятие, о котором пойдет речь, меньше всего хочется называть этим казенным словом. Благотворительный народный фестиваль духовного и патриотического творчества «Песни Святого Лога», в шестой раз гостивший (хозяйничавший?) в дивном местечке Рамонского района, неподалеку от музея-усадьбы Дмитрия Веневитинова – дело живое, незаорганизованное, не спущенное сверху и не отмеченное визитами «свадебных генералов». Потому что появилось не галочки ради, а благодаря желанию устроителей фестиваля сделать этот мир добрее и чище. Звучит банально, но – что есть, то есть.

Фестивальная территория – часть прежних угодий «дворянского гнезда» рода Веневитиновых. Здесь понятие «намоленное место» срабатывает стопроцентно: народ, традиционно приезжающий в последние июльские выходные в гостеприимное Новоживотинное, отличается дружелюбием и непротокольной доброжелательностью.

Ловкость рук

Думается, работает на светлую фестивальную атмосферу отсутствие состязательности: организаторы не выбирают лауреатов. Дипломы участников достаются всем, попавшим в их число, и это – не только исполнители песен. Название – «Песни Святого Лога» – следует трактовать в философском смысле: под «песнями», насколько я поняла, имеется в виду проявление любой самодеятельности. Музыкальной, литературной и, конечно, рукотворной (она же – прикладная); ярмарка народных ремесел – зрелище из разряда всегда и всюду востребованных. Та, что развернулась в Логу, исключением не стала.

Игрушка расписная глиняная и из соленого теста, вышитые бисером иконы, сувенирные изделия из соломки и дерева, женские украшения и даже живописные картины… Ярмарочный ряд фестиваля – не из самых населенных. Но около каждого умельца впору задерживаться на полчаса: и показывают авторы свои творения, и рассказывают в подробностях о навыках, при помощи которых поделки появились на свет.

Выставка сопровождалась мастер-классами; особенно охотно овладевала наукой рукоделия детвора. Преимущественно, как водится, женского пола; мальчики все больше норовили в глиняные свистульки, водичкой заполненные, «подудеть» – забава и вправду притягательная. А взрослые нарасхват оценили плетеные корзинки из лозы: ладные, легкие. И, как все, что сделано умелыми руками, энергетически позитивные.

Рамонский родник

Параллельно с ремесленниками выходили на «арену» артисты: барды, чтецы, певцы, коллективы – их прослушивали и просматривали на предмет отбора в гала-концерт. Зрители подтягивались по ходу дела: заполняли в произвольном порядке амфитеатр под открытым небом – заросший буйной зеленью склон пригорка, у подножия которого расположилась сценическая площадка. Ее импровизированный задник венчало сообщение о том, что фестиваль отмечает юбилей обретения святых мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, и проводится в его честь.

Пришло время сказать, что благословил «Песни Святого Лога» Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Воронежский и Борисоглебский. А в организаторах – Приходской совет новоживотиновского храма архангела Михаила, администрация сельского поселения и музей-усадьба Веневитинова. Непосредственно на фестивальной земле есть настоящая святыня – целительный источник, также носящий имя архангела Михаила. На благоустройство этого объекта, особенно популярного по жаре, захватившей фестивальные дни, и самого лога будет направлен весь сбор (от ярмарки) и пожертвования. Хотя, как поясняет фестивальное руководство, «центральная идея – построение храма в душе». А еще – возрождение духовности и меценатства; кажется, такие благородные установки способны превратить небольшой клочок земли под названием Святой Лог в отдельно взятую страну. Ту, в которой, в отличие от всероссийского аналога, сегодня вполне зримо восходит Солнце…

Святой – значит Первый

– Святой Лог – историческое название места проведения фестиваля, – рассказал начальник информационного центра «Песен» Павел Попов. – Оно, как и усадебный дом, принадлежало Веневитиновым. Святой – один из трех логов, находящихся на этих придонских землях; в советское время их поименовали как Первый, Второй, Третий – так эти объекты посейчас значатся на картах. В Святой Лог, который стал Первым, люди исстари ходили за водой к святому источнику, в том числе – и крестными ходами. А идея фестиваля появилась тогда, когда сотрудники местного музея поняли: для возрождения духовности в селе одной литературной экспозиции недостаточно. Ведь атеизм стер из душ жителей не только веру в Бога, но и саму память об этих местах: Святой Лог был страшно замусорен, в одночасье его даже хотели продать – под частную застройку. Теперь он официально оформлен как место общего пользования, принадлежащее муниципальным властям. И никаким продажам в частные руки не подлежит. Так вот: руководитель проекта «Песни Святого Лога», старший научный сотрудник музея-усадьбы Веневитинова Елена Виноградова в какой-то момент взялась за несколько больших дел. А именно – восстановление храма, обустройство источника и открытие Православного центра с библиотекой. Центр, вообще говоря, открыли – в здании бывшей сельской кинобудки. Но выяснилось, что такой шаг есть нецелевое использование кинобудки – на том пока все и застопорилось…

Петровский след

Местонахождение источника обозначено мемориальным знаком – камнем, на котором выбита необходимая информация. Сам родник выложен мелкими декоративными камешками, рядом установлена иконка. Хочется верить, что придет время – и с той же заботой обустроят люди храм архангела Михаила, восстанавливаемый с 2004 года. В акции приняли участие потомки Веневитиновых, Венворты, проживающие в Великобритании. Их вклад в церковное строительство – 60 тыс. руб., которых хватило на покупку кирпича.

Инициаторы проекта искренне надеются на то, что с возрождением храма воскреснут вера предков и забытые русские традиции. Ведь церковь появилась в селе как намерение дворянина Антона Веневитинова обосноваться на крутом левобережье Дона прочно и на века – было это в конце XVII века. Антон Лаврентьевич на земле отца, Лаврентия Герасимовича, начал строить усадьбу, ставшую впоследствии родовой вотчиной Веневитиновых. Он был правой рукой Петра I, его сподвижником и помощником на начальном этапе строительства российского флота. Это обстоятельство и стало залогом того, что фамилия Веневитиновых оказалась навсегда вписанной в петровскую историю. А если к храму возвращаться – его умные помещики перевезли в село в срубе из Староживотинного (по легенде – при участии самого царя Петра) в 1703 году. Тогда же собрали деревянную Архангельскую церковь – к востоку от усадебного дома.

К сожалению, былого ее величия уже не вернуть: 76 лет не звонят колокола, стерты с лица земли церковное кладбище и родовые захоронения основателей Новоживотинного. И будет вполне логично, если центр духовной активности сельчан обоснуется как раз таки в стране восходящего солнца – фестивального…