Газета,
которая объединяет

Школа выживания

Кому выгодно слияние образовательных учреждений?
Рубрика: Социум№ 21 (1736) от
Автор: Юрий Бабаян

О возможном объединении воронежской средней школы №37 с гимназией им. Басова не писал, пожалуй, только ленивый. С одной стороны, это понятно: дальнейшая судьба более трех сотен детей, обучающихся сегодня в первой из них, не может не интересовать.

С другой, грызет где-то внутри червячок недоверия: уж как-то слишком однобоко и гротескно рисуется в СМИ судьба школы, ее учеников и педагогов. Действительно ли все они находятся под ударом? Ответ на этот вопрос попытался найти корреспондент «Берега».

323 из 800

Новость о возможной реорганизации МБОУ СОШ №37 путем присоединения к МБОУ «Гимназия им. академика Н.Г. Басова при ВГУ» просочилась в СМИ сразу после новогодних каникул. В городском управлении образования тогда говорили: в школе при нормативной численности в 800 детей обучается всего 323 человека. Это приводит к снижению уровня материально-технической базы, зарплат учителей и как следствие – качества предоставляемого ученикам образования.

В то же время в гимназии при аналогичной мощности здания обучается более 1200 детей. Присоединение к ней школы позволит учебному заведению сделать очередной шаг в своем развитии, педагогам 37-й школы – улучшить собственные финансовые условия, а ученикам даст возможность пользоваться всеми образовательными преимуществами, имеющимися у гимназистов.

Но родители школяров сразу забили тревогу. Во-первых, они посчитали, что их детям просто не найдется места в стенах укрупненного образовательного учреждения. Во-вторых, что на улице окажутся не только они, но и их учителя. И в-третьих, что будет потеряна тесная связь между учебным заведением и ГБОУ ДОД ВО «СДЮСШОР по спортивной гимнастике им.Ю.Э.Штукмана».

Сохранить ребенка

– Вне зависимости от того, будет ли проведена реорганизация, со спортивной школой мы подпишем соответствующее соглашение, – отбивает одну из претензий заместитель руководителя городского управления образования Светлана Долгих. – Договоренности об этом с руководством спортшколы уже имеются. В соглашении будет прописано все: от синхронизации учебных планов и тренировочного процесса до обеспечения безопасности детей. Ведь на маршруте от школы на тренировки им приходится дважды переходить проезжую часть!

Предположение об отчислении сегодняшних учеников СОШ №37 после присоединения к гимназии им. Басова тоже не выдерживает никакой критики: при таких процессах ученики переводятся в новое учреждение образования автоматически. Более того: за школой остается тот же микрорайон обслуживания, то есть дети, проживающие в нем, будут сразу зачисляться в гимназию. Высказываемая мысль о том, что ребята не смогут подстроиться под сложные гимназические программы, опять же, несостоятельна.

– Дети будут иметь возможность продолжить обучение по имеющимся общеобразовательным программам, – поясняет Светлана Станиславовна. – Но если они пожелают перейти в профильные классы, то у них появится возможность сделать это наравне с остальными учениками гимназии. Сегодня же при появлении такого желания они должны претендовать только на «лишние» места, которых в гимназии им. Басова практически не бывает.

Эта возможность, кстати, позволит удерживать в школе тех детей, которые сегодня нередко покидают ее, обеспечивая отток учащихся. Ведь родители часто ведут ребенка в 37-ю школу с прицелом на занятия гимнастикой. Если же в будущем по каким-либо причинам он перестает ею заниматься, то стараются перевести его в более «сильное» учебное заведение. После реорганизации необходимость в этом отпадет сама собой, число детей возрастет, а вслед за этим вырастет и размер субвенции, направляемой сюда.

Неполная загрузка

Сегодня субвенция на каждого учащегося составляет 31 606 руб. в год. Из этих денег, в частности, выплачивается заработная плата педагогам, 6% от этой суммы должно идти на обновление материально-технической базы школы. В СОШ №37 сейчас вся эта сумма, составляющая примерно 10 млн руб. в год, уходит на зарплату. И все равно ее не хватает – средний доход учителя не превышает 15 тыс. руб. Причина – всего 323 ученика.

В находящейся поблизости СОШ №28, например, обучается 941 человек. И ежегодная субвенция составляет уже 32 млн. Как итог: и на материально-техническую базу деньги выделяются, и педагогические работники в среднем зарабатывают более 23 тыс. руб. В гимназии им. Басова, где субвенция, согласно имеющейся численности, должна составлять более 40 млн, эта цифра будет еще выше.

– После реорганизации ни о каком увольнении учителей и речи не будет вестись, – уверена Светлана Долгих. – Наоборот, появится возможность «догрузить» их. Ведь сегодня при ставке в 18 часов у подавляющего большинства педагогов школы редко когда их набирается более 14, они вынуждены трудиться на неполной загрузке. Но если они не пожелают увеличивать ее, то не проблема – до конца года никто этого делать не будет.

Возможно, именно в ней, в нагрузке, кроется основная причина протеста, изнутри подогреваемого отдельными педагогами. Ведь некоторым удобно зарабатывать мало при наличии определенного графика, если у семьи имеются иные источники дохода. И перспектива начать даже со следующего учебного года трудиться в усиленном режиме многих может серьезно пугать.

Жесткость и мягкость

Нравится кому или нет, но процессы реорганизации образовательных учреждений идут по всей стране. По наиболее жесткому варианту они проходят в системе высшего профессионального образования – неэффективные вузы нередко просто закрываются. В соседнем Липецке, например, были случаи закрытия и школ. А вот в Тамбовской области уже к 2012 году завершили реорганизацию по «мягкому» сценарию. В результате в самой области вместо 600 юридических лиц в системе образования осталось лишь немногим более 100 – без закрытия учебных заведений. В областном центре – 24 вместо 36. И плюсы от такой системы здесь ощутили как учащиеся, начавшие показывать более высокие результаты во время сдачи единого госэкзамена, так и педагоги, повысившие свой материальный уровень.

В Воронеже тоже имеется положительный опыт реорганизации образовательных учреждений: в прошлом году, например, к вечерней школе №11 были присоединены школы аналогичного профиля №№5, 15 и 27. В итоге качество образования здесь серьезно повысилось.

– Воронеж не может оставаться в стороне от процессов, проходящих в стране, – уверена Светлана Долгих. – Особенно если эти процессы приводят только к положительным результатам.

Прямая речь

Вячеслав Минаков, заслуженный учитель РФ, директор МБОУ «СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов»:

– В укрупнении образовательных учреждений нет ничего страшного. И в присоединении СОШ №37 к гимназии им. Басова – тоже. Я бы и сам с удовольствием присоединил к себе школу подобной нормативной мощности с имеющимися в ней 300-400 учащимися. Ведь вы представьте, как было бы хорошо, если бы у учащихся 1-5 классов был свой корпус, а 6-11 – свой! Отдельные классы, отдельные столовые, спортивные, актовые залы – детям от этого станет только лучше! И предстоящая реорганизация, уверен, принесет детям Центрального района только пользу.

Уверен, что искусственно нагнетают ситуацию лишь отдельные представители педагогического коллектива, которые апеллируют к не до конца понимающим ситуацию представителям родительской общественности. Но я уверен: здравый смысл в итоге восторжествует. Люди у нас адекватные, с ними просто нужно разговаривать.

Михаил Хуторецкий, председатель постоянной комиссии по образованию, культуре и социальной поддержке населения Воронежской городской Думы, директор МБОУ «СОШ №28 с углубленным изучением отдельных предметов»:

– Я отношусь к возможности слияния школы №37 и гимназии им. Басова положительно. Сегодня в школе, имеющей нормативную загрузку в 800 человек, обучается примерно в три раза меньше детей, чем у меня – при нормативной загрузке в 500 учеников. Это не лучшим образом сказывается на зарплатах учителей, на уровне материально-технической базы учреждения и, как следствие, на качестве образования учащихся. Если гимназия им.Басова в последние годы активно развивалась, то 37-я школа буквально стояла на месте. Как итог – произошел отток ребят.

Дети остаются, учителя – вместе с ними, за школой сохранится закрепленный микрорайон. Проблема только одна – будет сменен номер школы. Но наша школа до войны тоже носила другой номер, гимназия им.Басова меняла его дважды. Так что это – проблема психологического плана.

Ситуация же, при которой город не может изыскать средств для строительства новых школ, а в то же время в самом его центре школы стоят полупустыми, едва ли не преступна. Поэтому решение по слиянию нужно принимать как можно быстрее. Детям от этого только плюс – они получат преимущества, которые имеют ученики гимназии им. Басова. Учителя – тоже.