Газета,
которая объединяет

И дольше века длится…

В областном художественном музее им. И. Н. Крамского открывается юбилейная выставка Виктора Вакидина
Рубрика: Культура№ 85 (1368) от
Автор: Анна Жидких

Выставка, приуроченная к вековому юбилею воронежского графика, живописца, члена Союза художников России Виктора Николаевича Вакидина, начнет работать в музее им. Крамского завтра. 29 августа нынешнего года – день столетия художника, который родился в Воронеже. Умер Вакидин в Москве – в 1991-м.

Справочная литература сообщает, что Виктор Вакидин специализировался в области станкового рисунка, сценографии, монументального искусства. В двадцатые годы прошлого века его рисунки экспонировались на выставках самодеятельных художников Воронежа: «Воронеж. Пейзаж с Покровским собором», «Пейзаж. Воронеж».

На Большой Чернавской

Виды родного города, естественно, вошли в золотой фонд творческого наследия художника. Они объединены в серию рисунков, самые известные из которых – «Весна в Воронеже», «Дом моего детства на Большой Чернавской», «Старый дом на улице Бучкури», «Алексеевский монастырь» и другие.

– Детство и юношество Виктора Николаевича связаны с окрестностями улицы Степана Разина: спуск к Чернавскому мосту, дамба, близлежащие дома, – объясняет директор музея Владимир Добромиров. – Он рисовал эти места.

Учился Вакидин в Ленинградском ВХУТЕИНе (1929 – 1930), МПИ (1930), МИИ (1930 – 1935). В республиканских, всесоюзных, международных выставках участвовал с 1936 года. С середины тридцатых совместно с В. А. Фаворским и А. Д. Гончаровым разрабатывал театрально-декорационные и монументальные проекты. Активно выполнял иллюстрации для журналов «Дружные ребята», «Затейник», «Пионер», «Вокруг света», «Искатель». Оформил более 70 книг для «Детгиза», издательства «Советский писатель», «Гослитиздата» и т.д. Известен в его авторстве цикл литографий «Пейзажи Москвы».

Многоуважаемый шкаф

 Искусствоведы считают, что художника отличает вдумчивое отношение к миру, интеллектуальное постижение пространственно-временных связей живой и неживой природы. Даже современники Вакидина характеризовали его как «очень неплохого художника»; такую, в частности, характеристику Виктору Николаевичу дала актриса Мария Юдина в своих воспоминаниях. Описывая пребывание в неком «пансионате №1 в Химках», она, в числе прочих фигурантов, останавливается на Вакидине, который (как член МОСХА) тоже провел там некоторое время. «Человек необычайно скромный и тихий. У него в комнате хранилось много его рисунков, особенно военного времени, очень точно и талантливо передававших настроение тех лет. Он с огромной благодарностью принимал любые подарочки (конфеты, печенье), но, как правило, забывал их съедать. Вскоре он умер, так же тихо и незаметно, как и жил…» А у одного критика нашла я рассуждения о рисунке художника, говорящие о том, что его творчество интересовало серьезных аналитиков.

«Разве не раскрывает сложный и противоречивый мир художника рисунок Виктора Вакидина «Книжный шкаф»? Красноречивы детали: репродукции, книги, планшет с листом ватмана. Все эти предметы воспринимаются как часть жизни художника. И шкаф словно одушевлен, словно стал «домочадцем», без которого нельзя себе представить этот угол рабочей комнаты».

Произведения Виктора Вакидина находятся в крупнейших государственных и частных отечественных собраниях. Воронежцам выпадает шанс не пускаться в дальние путешествия с целью увидеть и оценить образцы вакидинского творчества: достаточно посетить местный музей.