Газета,
которая объединяет

Абрикос, протертая с сахаром

Рубрика: от
Автор:

Не могу назвать это мечтой – слишком  сильно будет сказано, но – тем не менее: наконец­-то в России появилась «Тайная орфографическая полиция»! Организация,  провозгласившая  целью охрану великого и могучего. Как издеваются над языком  сограждане – показывают надписи на плакатах, указателях, памятниках и т.д.; впечатление такое, что авторами уличных «перлов» являются крестьяне пореформенной России.

Давно заметила за собой навязчивое, прямо­-таки маниакальное желание брать какую­-нибудь гигантскую чудо-­ручку – и с остервенением исправлять бесчисленные «дефекты» речи теле­- и радиодикторов и составителей рекламных слоганов иже с ними. Ну так раздражают! И вот теперь усилия поборников не изуродованного русского языка могут рассчитывать на отклик власть имущих; во всяком случае, именно на такое развитие событий надеется «Тайная орфографическая полиция».

Волонтерское движение под этим названием запустили студенты и выпускники филфака МГУ. Они с пристрастием подмечают безграмотность на улицах российских городов и принимают меры к исправлению ошибок. Либо ликвидируют их самостоятельно, либо, в случае затруднений (большей частью – юридических), обращаются к организациям, которым принадлежит авторство сомнительного сочинения. «Мы исправляем ошибки в публичной речи, будь то плакат, указатель или объявление в столовой Государственной Думы, – поясняют энтузиасты. – Ошибки, которые нельзя исправить сразу (на мемориальной доске или баннере), исправляют соответствующие государственные службы после нашего обращения…»

То, что русский язык нуждается в их активной защите, ребята поняли во время прогулки по Поклонной горе. Прочитали на памятнике погибшим солдатам дикое «безвести пропавшие», впечатлились слитным написанием первой части конструкции – и решили брать быка за рога. Ведь памятнику с ошибкой – несколько лет! И никто, получается, за это время не обращал внимания на такое безобразие…

Юные филологи направили обращения в несколько профильных инстанций, откуда их благополучно отослали к «авторитетным» интернет­-дискуссиям. Последние же додискутировались до того, что писать «безвести» – вариант нормы. Уж не знаю, каким образом ребятам удалось добиться своего, но в итоге департамент культурного наследия Москвы включил-­таки смену таблички на памятнике в план работ на 2015 год.

Вдохновленные прецедентом, молодые люди в продолжение своего начинания открыли страничку в социальной сети. Единомышленники нашлись незамедлительно – на сегодня таковых уже более двух с половиной тысяч. Дабы облегчить участь родного языка, участники группы выкладывают фотографии объектов с замеченными ошибками и точным адресом, по которому размещена надпись. Координаторы отслеживают информацию и проверяют ее, так сказать, на местности. Если удостоверяются в правоте информатора – начинают работу по ликвидации безграмотности, пошагово описывая ее в комментариях. Расчет на то, что такая «наглядная агитация» привлечет к делу больше неравнодушных людей.

Уже обнаружились и аналитики нового явления, констатирующие: львиная доля орфографических ошибок касается слитного и раздельного написания «не» и «же». В синтаксисе лидируют отсутствие запятых при выделении причастных и деепричастных оборотов, неправильная пунктуация в сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях. Встречаются, однако, абсолютно эксклюзивные чудовища, ни в какую категорию не вписывающиеся – «Бизнессланч», «Абрикос, протертая с сахаром», «Разовые пропуска сдаются контралеру»…

Авторы идеи уверены: на нормы русского языка в России просто перестали обращать внимание. Тексты не проверяют на наличие ошибок перед тем, как поставить памятник, разместить баннер, установить рекламную конструкцию. А если и проверяют – то явно не те люди, которые должны это делать в силу профессионального статуса. К примеру, на одном из городских перекрестков Читы, сообщило тамошнее СМИ, разместили баннер, посвященный Герою Советского Союза, с дюжиной ошибок! Неправильно было написано даже слово «коммунист»! Через сутки шедевр убрали, а представитель рекламной компании, размещавший баннер, поведал, что перед публикацией текст был пять раз согласован с заказчиком…

Московские сторонники всеобщей грамотности намерены расширить границы своей полезной деятельности. Движение постепенно охватывает другие города; так, волонтеры уже побывали с рейдом во Владимире. Следующий на очереди – Санкт-­Петербург. А там и Воронежу, как уверяет мой компетентный источник, ждать осталось не долго…