Газета,
которая объединяет

Смотрите: КТО – не пришел

В ВЦСИ открылась персональная выставка известного уличного художника
Рубрика: от
Автор:

Звучит подчеркнуто академично: Воронежский центр современного искусства совместно с Проектом уличного искусства и граффити «Здесь» открыл в своих стенах выставку российского уличного художника Кирилла КТО. Автор – человек в мире современного искусства не только известный, но и авторитетный.

В творческом анамнезе художника КТО – занятия стрит-артом в составе арт-групп «Зачем?» (2002-2009) и «No Future Forever» (2005-2009), организация проектов (и участие в них), пропагандирующих уличное искусство – «GoVEGAs» (2003), «Гопстоп» (2004), «Original Fake» (2005), «Винзавод» (2006). В 2012 году Кирилл вошел в топ-50 самых влиятельных лиц в российском искусстве по версии журнала «Артхроника».

Вытаптывает поляну

Настоящая фамилия уличного арт-деятеля – Лебедев. Понятно, что для такого оригинала, как Кирилл, она – банальная банальность. Отсюда и псевдоним, спровоцировавший автора этих строк на обыгрыш ситуации, сложившейся на открытии выставки в ВЦСИ: старт своей персоналки КТО вниманием не почтил. Его воронежский коллега Сергей Горшков объяснил этот факт просто: уличному художнику неуютно в замкнутом пространстве учреждения. Не та территория.

Зато наш загадочный гость разместил на площадке Центра обещанное: плоды недельного контакта с Воронежем, который (контакт) преследовал абсолютно утилитарную цель – создать полноценные выставочные экспонаты. Вернее, найти: на помойках, мусорках, свалках, в заброшенных зданиях. То, что глазу обычного человека открывается как хлам и мусор, для художника имеет ценность. Может быть, даже эстетическую. А уж концептуальную – само собой.

– То, чем я занимаюсь, – современное уличное искусство, – поясняет Кирилл. Оно слишком искреннее и настоящее, иногда слишком наивное, чтобы быть частью искусства актуального, где все бюрократизировано. Я работаю в неподготовленной среде, вытаптываю, возделываю и гармонизирую свою поляну уже более 15 лет. Понятно, что комфортнее работать с существующей целевой аудиторией, с заказом. Потенциально я мог бы заниматься политическим искусством, дизайном. Но мне кажется, что проявление общества в высказываниях в городской среде – то, чем должен заниматься именно я.

Выход за рамки

Старая газовая плита (пламенный привет из коммунального прошлого страны) в связке с «запретительной» строительно-монтажной лентой (типа: не влезай – убьет). Трансформированные до уровня эпатажной образности баннеры. Неказистые пеньки, неряшливые мотки проволоки вокруг – инсталляция не для слабонервных. И – апофеоз экспозиции – ржавая кровать с панцирной сеткой. На ней – бесформенная горка из простыни, подчеркнуто белоснежной, но – со странными, если не сказать подозрительными бурыми разводами… «Я тоже такое могу на помойке найти, – обронил коллега, насладившись чудовищным видом экспоната. – Художником для этого быть необязательно…»

И тут меня, знаете, осенило. Вот где скрывается расшифровка понятия «уличный художник» (именно – уличный)! «Могу найти» и «не могу не найти» – две большие разницы, как говорят в Одессе. Если ты подписываешься под первым из этих словосочетаний – ты не художник, увы. А если под вторым – как раз он самый…

Выхватывать из окружающей действительности уродства, мимо которых большинство проходит, в упор не замечая их, с позволения сказать, ценности – удел и образ жизни уличного художника. А зачем составлять из этого, «невидимого» миру, добра экспозицию для публичного просмотра – понятно: деятельность такого автора, как Кирилл КТО, подразумевает вовлеченность в процесс простых сограждан. «Люди не видят того, что происходит вокруг, – говорит Кирилл. – Они замечают только нечто, вставленное в рамку или размещенное в Интернете». Поэтому, надо думать, художник и предпринимает выход за рамки – дабы раскрыть нам глаза.

Факультет ненужных вещей

Местами объекты и инсталляции в ВЦСИ сопровождены ремарками – в стиле уличного, что естественно, стеба, хотя и не без философии. С ними соседствуют фотографии с чьей-то собственностью, на которую у автора рука не поднялась. Так, он заверил, что никогда не срежет баннер, анонсирующий культурное мероприятие или событие, посвященное детям. А если это реклама, к примеру, магазина «Интим» – чего ж ею не воспользоваться?..

Остальное приходится фотографировать и выставлять только в виде снимков, которые порой – красноречивей натуры. К примеру – подходящий вариант: полотно, наглухо закрывшее старое здание, давно требующее реконструкции. «Людям интересно, что происходит за этим полотном. Вот я и прорезал на нем глаза», – объясняет КТО.

Поначалу, однако, он, по свидетельству того же Сергея Горшкова, Воронежем не слишком вдохновился. Хламу мало! И только попав в район ВАИ, художник оторвался по полной. Там и мусорок хватило, и их эксклюзивного содержимого, не говоря уж о старых постройках. Это вам не лицо города… А еще Кириллу очень хотелось увидеть дом, где жил лидер «Сектора Газа» Юрий Хой. Увидел, остался доволен. Так что все, в конце концов, сбылось. Но чего ради?

У писателя Юрия Домбровского есть роман «Факультет ненужных вещей». Прекрасное название для склада всякой нечисти, устроенного нынче в ВЦСИ Кириллом КТО. Только не подумайте, что я отнеслась к зрелищу негативно – я никак к нему не отнеслась. Именно как к зрелищу. А вот то, что Кирилл – человек умный и великодушный, мне понятно. Не знаю, правда, достаточно ли этого в нашем случае…