Газета,
которая объединяет

РосгосСТРАШНОЕ дело

Крупнейшим страховщикам невыгодно работать с ОСАГО?
Рубрика: от
Автор:

На днях услышал историю моего приятеля, как он нежданно-негаданно застраховал свою жизнь на 200 тыс. руб. Собственно, страховка у него была и ранее – приобретать ее потребовалось при оформлении кредита.

Еще же на 200 тыс. повысить стоимость своей жизни пришлось вынужденно – в компании «Росгосстрах» без этого просто отказались продать полис ОСАГО.

Месяц на раздумья

– Две тысячи– конечно, не такие уж большие деньги, – говорит он. – Курьез в том, что одна из моих страховок была куплена как раз в «Росгосстрахе». Но менеджеру компании до этого не было никакого дела.

Эпопея с навязыванием автолюбителям дополнительных услуг – плюс к ОСАГО началась у «Росгосстраха» отнюдь не вчера. На сегодняшний день более 30 территориальных управлений Федеральной антимонопольной службы России возбудили против компании административные дела из-за фактов навязывания услуг по дополнительному страхованию либо жизни, либо имущества, либо добровольной автогражданской ответственности. Ростовское УФАС пару недель назад даже решило из-за этого инициировать отзыв у компании лицензии на обязательное автострахование.

У Воронежского УФАС с компанией, оказывается, тоже отношения не из простых. В декабре прошлого года на сайте ведомства появилась информация о проведенных в компании проверках, которые выявили наличие письма головного предприятия, регламентирующего продажу полисов ОСАГО только вместе с другими страховыми продуктами. Впрочем, как утверждали в воронежском филиале ООО «Росгосстрах», письмо это уже отозвано, и на сегодняшний день никаких документов, регламентирующих подобную деятельность, не имеется.

Как руководство филиала объяснило антимонопольному органу, в настоящее время еще встречается инициатива отдельных менеджеров компании по навязыванию дополнительных продуктов своим клиентам. В этом случае в «Росгосстрахе» советуют писать письмо на имя руководителя компании для принятия соответствующих мер к представителям организации и приобретения полиса ОСАГО без дополнительных продуктов. В УФАС подтверждают: письменный отказ, или же оставление письма без рассмотрения может стать поводом для административного разбирательства.

Однако в том-то и загвоздка, что автолюбитель обращается за полисом ОСАГО тогда, когда до срока истечения старого полиса остается несколько дней. Обращение же к руководителю компании может, согласно существующему законодательству, рассматриваться в течение месяца.

«Убыточный» рынок

Как корреспонденту «Берега» на условиях анонимности рассказал один из менеджеров ООО «Росгосстрах», отказ от продаж отдельных полисов ОСАГО – это политика федерального руководства компании.

– Страхование автогражданской ответственности в последнее время становится невыгодным, – поясняет источник. – Сегодня появилось большое количество посредников, которые при совершении ДТП обращаются не в «Росгосстрах», а сразу в суд. В итоге назначается и более высокая сумма компенсации, и моральный ущерб, и судебные издержки. Поэтому рынок ОСАГО становится убыточным.

Впрочем, автолюбителей, решающих обратиться к такого рода посредникам, понять тоже можно. Так, летом прошлого года стало известно, что «Росгосстрах» заставляет пострадавших в ДТП ездить за компенсацией в Павловск. Если, конечно, он сам не являлся клиентом «Росгосстраха». В этом случае, естественно, проще было решить вопрос через суд.

Однако решать таким образом вопрос с отказом продавать полис без дополнительно навязываемых продуктов воронежцы пока что не торопятся.

– Проблема в том, что доказать факт навязывания услуг очень непросто, – говорит руководитель управления Роспотребнадзора по Воронежской области Игорь Механтьев. – Для этого вы должны либо иметь письменный отказ в продаже вам полиса, либо записать разговор с менеджером на видео. Технически в этом нет ничего сложного, однако в офисах компании запрещено проводить фото- и видеосъемку. И никакого нарушения законодательства в таком запрете нет.

Что в таком случае советуют в ведомстве? Приводить с собой в момент обращения за полисом свидетелей, которые могли бы потом подтвердить в суде факт навязывания услуги. Плюс – заботиться о приобретении полиса заблаговременно, а не в последний день.

Впрочем, есть еще один рыночный способ: сменить страховую компанию, дабы не создавать прецедент. Ибо прецедент – опасен. В одном лишь Воронеже в гаражах у населения и организаций сегодня можно насчитать под полмиллиона транспортных средств. И если за страхование каждого из них придется выкладывать по две незаконно навязанные тысячи рублей, то уровень нелегального обогащения страховщиков будет составлять примерно миллиард. Не слишком ли жирно, уж извините за жаргон?..