Газета,
которая объединяет

Дадут джазу

В Воронеже впервые пройдет международный музыкальный open-air
Рубрика: от
Автор:

То, что произойдет в нашем городе 28 июня – событие настолько же ожидаемое, насколько и неожиданное. Да, после безусловного успеха проекта «Джазовые сезоны» в Воронеже просто обязаны были появиться и иные громкие мероприятия, посвященные импровизационной музыке. Но о том, что в столицу Черноземья «зайдет» международный фестиваль «Усадьба Jazz», меломаны и мечтать не могли.

Концепция этого фестиваля предполагает не просто «нарезку» из концертных номеров, а мощную культурно-развлекательную акцию, традиционно проходящую в формате open-air. В Москве фестиваль уже десять лет обживает музей-усадьбу «Архангельское», а у нас местом его проведения станет усадьба замка принцессы Ольденбургской в Рамони.

Посольства – за

О грядущем событии на специальной пресс-конференции рассказали автор идеи фестиваля «Усадьба Jazz», его президент и генеральный директор агентства «АртМания» Мария Семушкина, музыкальный директор фестиваля Елена Моисеенко, руководитель департамента культуры и архивного дела Воронежской области Елена Ищенко, продюсер проекта «Джазовые сезоны» Александр Лукинов, известные музыканты Игорь Файнбойм и Карина Кожевникова.

– Год назад мне посчастливилось выступить одним из модераторов исследования на тему городской среды. Его инициировал губернатор Алексей Гордеев, а руководил проектом Эдуард Бояков, – взяла слово Мария Семушкина. – Тогда я впервые посетила Воронеж, и город меня приятно впечатлил. Кстати, в тот приезд познакомилась с Игорем Файнбоймом. Правда, мы еще не подозревали, что меньше чем через год будем вместе обсуждать воронежский вариант «Усадьбы Jazz». А еще тогда удалось побывать в усадьбах Веневитинова и Ольденбургских. Я была потрясена этими местами. И появилось желание попробовать привезти фестиваль сюда, на воронежскую землю. Мы провели переговоры с нашими партнерами и спонсорами. Воронеж оказался очень интересен этим компаниям, и они нас поддержали. Потом решались технические вопросы с департаментом культуры и архивного дела. А дальше дело стало за творческой частью – то есть за формированием программы.

Елена Моисеенко обозначила основные организационные позиции.

– На фестивале в Воронеже у нас будет две сцены. Основная – так называемый «партер», и сцена «Джаз-клуб». Хэдлайнером станет наш талисман: певица Нино Катамадзе, с которой начинался фестиваль. При поддержке посольства Израиля мы сотрудничаем с известным пианистом и композитором Омером Кляйном. В Воронеже он выступит со своим трио. Играть будут авторскую музыку. Эксклюзивно на фестивале представим проект американского продюсера и композитора Эвана Мариена, американского же барабанщика Дана Хоукинса, а также известных российских музыкантов – саксофониста Николая Моисеенко и гитариста Антона Хабибулина. Мариен и Хоукинс буквально взрывают YouTube своими видео в стиле джаз-фьюжн! И, конечно, мы не могли не пригласить лучших воронежских музыкантов выступить на главной сцене фестиваля. Это, в частности, будет коллектив Игоря Файнбойма и Карина Кожевникова.

Моисеенко подчеркнула: когда организаторы составляли программу – были зависимы от такого фактора, как доступность музыкантов. Запросы делались многим артистам, и те, кто оказался свободен в нужные даты, в конечном итоге вошли в фестивальную программу. Процесс формирования репертуара, безусловно, творческий: за полгода до старта форума устроители еще не знают, что на нем будет происходить. Многое зависит от поддержки посольств, в плотном контакте с которыми работает фестиваль. По словам Елены, посольства очень заинтересованы в продвижении своих артистов, поэтому планов по совместным проектам с российским джазовым праздником у них много.

Атмосферность как принцип

– Хочется, чтобы фестиваль прижился в Воронеже с первого года, – продолжила Семушкина. – Чтобы он был интегрирован в местную среду, чтобы оказался понятен для аудитории. И для этого, кстати, мы привлекаем не только известные имена. На сцене «Джаз-клуб» выступит, к примеру, воронежская группа «Happy 55», ставшая когда-то финалистом конкурса молодых исполнителей «Усадьбы Jazz».

На последнюю информацию живо отреагировал Александр Лукинов.

– И признание воронежских музыкантов, и появление в нашем городе таких важных мероприятий, как фестиваль «Усадьба Jazz» – признаки того, что культурная революция у нас продолжается, набирает силу, – отметил он. – Мне очень радостно, что малая сцена, «Джаз-клуб», будет отдана воронежским группам и проектам. Ведь зачастую молодые музыканты не имеют возможности где-либо показать свое творчество. Вдвойне приятно, что джазовая студия Игоря Файнбойма, существующая всего четыре года, уже имеет возможность представить коллектив на фестивальной площадке. Некоторое время назад я говорил, что задача проекта «Джазовые сезоны» – сделать так, чтобы в Воронеже сформировалось хотя бы пять джазовых или около­джазовых коллективов, которые смогут достойно представлять наш город на музыкальных событиях общенационального масштаба. В Воронеже больше 20 лет отсутствовало джазовое образование, а теперь оно возродилось и уже дает плоды. Это очень важно.

Моисеенко уточнила: джаз – явление многомерное. Поэтому...

– Мы говорим – и это надо понимать – не только о классическом джазе. Фестиваль – мультиформатный: у нас представлены все грани современной импровизационной музыки. Так что мы не ограничиваем себя в выборе коллективов.

Далее Семушкина остановилась на настроенческой составляющей праздника:

– Помимо собственно музыки, на фестивале всегда создается неповторимая атмосфера. Мы, к примеру, в свое время первыми задумались о том, что на массовом фестивале нужна детская площадка. И первыми придумали формат дизайнерского маркета. Даже в Москве на тот момент для мероприятия нашлось всего пять дизайнеров! А сейчас в столице эта секция фестиваля разрослась до сотни участников. Постепенно фестиваль обрастает всевозможными интересными арт-инсталляциями. А гуляющий по парку оркестр поможет создать новоарлеанскую атмосферу. Сейчас прорабатывается вопрос с тем, как люди будут добираться до места проведения праздника. Хотим предусмотреть бесплатные автобусы.

Агрессии места нет

– В следующий раз программа будет еще лучше, – подключилась к разговору Елена Ищенко. – Сейчас у организаторов, вероятно, есть опасения относительно отдельных музыкантов или даже целых направлений: а поймут ли, а примут ли? Воронежцы же наверняка покажут себя слушателями подготовленными.

И Семушкина незамедлительно пояснила:

– Для нас важно делать фестиваль для достаточно широкого круга, изначально он был построен именно так. Безусловно, в программе есть определенные имена, на которые делается ставка. Они должны привлечь аудиторию. Которая впоследствии, уже приехав на фестиваль, получит возможность услышать то интересное, что могла бы пропустить. Атмосфера паркового праздника, созерцательность, возможность побаловать себя какими-то развлечениями – все это должно поспособствовать подъему интереса к проекту и создать замечательную европейскую атмосферу комфорта, созданного с хорошим эстетическим вкусом. Сейчас, к счастью, уже достаточно публики, которой востребованы подобные мероприятия. А кто-то придет просто потому, что захочет провести день в компании друзей или семьи в очень красивом месте. По опыту работы могу сказать, что в таких местах ни у кого не возникает желания проявлять агрессию, портить памятники истории и культуры и вообще вести себя неподобающе. Собственно, там всякими непотребными вещами и заниматься некогда. На площадке будут работать аниматоры, которые устроят мастер-классы для детей. Мы пригласили также интересных местных художников – Ивана Горшкова, Илью Долгова, Николая Алексеева, Егора Астапченко. Хотим показать, что современное искусство может быть успешно интегрировано в массовое культурное мероприятие. Многие ведь, к сожалению, до сих пор относятся к современному искусству как к чему-то малопонятному и неинтересному. А это совсем не так.