Газета,
которая объединяет

Трезвая перспектива

Рубрика: от
Автор:

Госдума РФ может принять закон, запрещающий розлив пива в ПЭТ-тару (пластиковую) объемом более полулитра. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму еще год назад, но только сейчас получил рекомендацию к принятию в первом чтении.

Как сообщает РБК, в случае принятия законопроекта с 1 января 2015 г. будет запрещена розничная продажа пива свыше 6% содержания алкоголя в ПЭТ-упаковке более 1,5 л. С 1 июля 2015 г. максимальная пластиковая тара для пива сократится до 1 л, а с 2016 г. пивовары смогут разливать в пластиковые бутылки не более полулитра пива не крепче 4%. Авторы законопроекта надеются, что с помощью таких мер должна будет серьезно сократиться доля «пивных алкоголиков» в молодежной среде.

О молодежной среде разговор неспроста. Сегодня основными потребителями пива в пластиковой таре являются как раз ее представители. Ведь мало того, что большие объемы в пересчете на единицу продукции стоят всегда дешевле, так еще снижает стоимость пенного напитка и недорогая тара. В результате получается «дешево и сердито». В то же время употребление пива, разлитого во «внушительную» тару, делает процесс его потребления зачастую бесконтрольным, что уже чревато развитием алкоголизма. И с этой точки зрения инициатива законодателей вполне объяснима.

Противники законопроекта убеждены: удорожание пива приведет не к снижению уровня пьянства, а к росту потребления крепкой контрафактной алкогольной продукции. И в этих словах тоже есть доля правды: взрослые люди с невысоким доходом, действительно, могут обратить свои взоры в сторону пресловутой «бабы Мани», торгующей из-под полы самогоном или водкой сомнительного происхождения. Но вряд ли условная «баба Маня» станет связываться с подростками – как это нередко делают продавцы в павильонах. Поэтому, если оценивать проект закона исключительно с точки зрения заботы о подрастающем поколении, то – да, в нем есть смысл.

Впрочем, если посмотреть на все последние инициативы федеральной власти, касающиеся ужесточения правил реализации алкогольной и табачной продукции, то можно понять: направлены они отнюдь не на сегодняшних курильщиков или алкоголиков, а на тех, кто может пополнить их ряды в перспективе. Ну разве бросит взрослый человек, например, курить из-за того, что ему запретят это делать в кафе? Конечно, нет. Для этого нужна другая мотивация. Да и рост цены на табачные изделия вряд ли ввергнет его в сильный шок. Те, кто побогаче, будут продолжать курить, как и раньше. Те, кто победнее, возможно, сменят марку сигарет на более дешевую, станут курить чуть меньше или вообще начнут выращивать табак. Подростки же табачной агрономией заниматься не будут – однозначно. А рост цен на сигареты, вкупе со сложностями в их приобретении, смогут сделать так, что потенциальный молодой курильщик не втянется в этот процесс.

То же самое и с алкогольной продукцией. Даже сегодняшние 200 рублей за поллитровку водки для многих подростков – уже слишком. А с 1 августа эта цена вырастет еще на 10%. И правильно, нужно и дальше повышать расценки. Взрослый работающий человек в состоянии потратить на эти цели и пять сотен, если ему нужно чем-то порадовать гостей. В конце концов, водка – не хлеб, социальным продуктом не является и не должна быть общедоступной. И если понимание этого будет закладываться в сознание молодого человека изначально, то риск, что он пополнит ряды алкоголиков, если и не будет сведен к нулю, то однозначно снизится многократно.

Другое дело, что все последние антиалкогольные инициативы совершенно не учитывают интересов людей, уже сегодня имеющих алкогольную зависимость. Принимая подобные законы, федеральная власть буквально вынуждает их прекратить употребление качественной алкогольной продукции и переключиться на контрафактное и зачастую небезопасное для жизни и здоровья «пойло». Получается, что государство намеренно приносит их в жертву ради будущих поколений?

На самом деле, подход хоть и циничный, но – имеющий право на существование. Как свидетельствуют данные исследования, проведенного компанией Euromonitor, по уровню расходов на алкоголь Россия в 2013 г. заняла второе место в мире, уступив только Эстонии. Даже при остающихся сравнительно невысокими сегодняшних ценах на выпивку, в среднем россиянин тратит на нее 5,8% своего дохода в год. По сведениям Росстата, в 2013 г. на каждого россиянина приходилось по 13,5 л чистого спирта. Среднемировой показатель, рассчитанный Всемирной организацией здравоохранения, составляет 6,2 л в год. Переломить эту тенденцию можно, только сократив приток россиян в ряды алкоголиков. А сделать это реально лишь за счет тех, кто еще не находится в «зоне риска». Издержки, при реализации подобной политики, к сожалению, неизбежны.