Газета,
которая объединяет

Костюмчик для уездной свахи

Модельный ряд крестьянской одежды
Рубрика: от
Автор:

Воронежские умелицы Нина Тарасенко и Людмила Дыханова – не только родные сестры, но и соавторы: общими усилиями мастерят сувенирную куклу. И наряжают ее в костюмы Воронежской губернии: показами таких «мод» впору сопровождать лекции и семинары на тему традиционной крестьянской одежды.

Рисовали сестрички с детства, обе мечтали стать художницами. Жизнь, однако, несколько подкорректировала планы: старшая Нина «выросла» в хореографа. А вот младшенькая, Люда, первоначальные свои устремления воплотила один к одному: сейчас преподает в детской художественной школе №13 декоративно-прикладное искусство. Впрочем, занимается подобной же деятельностью и Нина: она – преподаватель ДШИ №10, где под руководством Тарасенко живет и здравствует театр моды «Калейдоскоп».

Душа на пупке

Про куклы мастерицы говорят в один голос: «Наше хобби». Хобби, замечу, доставшее до высот профессионализма: изделия сестер – средоточье кропотливого труда, специальных знаний и, конечно, вдохновения. Оно – не что иное, как любовь к выбранному делу.

Семилуки, Россошь, Острогожск; модели воспроизводят костюмы едва ли не всех воронежских районов, исторически разнящихся по, скажем так, «прикиду» жителей. Хотя, как известно еще из школьных учебников, некоторые элементы гардероба (и даже кроя платья) были обязательными для всего черноземного региона.

– Женский костюм, – показывает Людмила одну из своих «героинь», перебирая детали ее экипировки, – состоял из поневы, рубахи, завески. Обязательным и в женском и мужском костюме был пояс; он выполнял роль оберега. Считалось, что душа человека находится не в районе сердца, а в области пупка. И пояс, завязанный как раз на пупе, будет для нее надежным «охранником». На поясе мог висеть маленький, если проводить аналогии с современностью, кошелечек: женщины хранили там конфеты, мужчины – табак.

Сорока, кичка, платок и, если костюм девичий, украшения; это атрибуты дамского головного убора. Гайтан – шейный декор типа бус; он тоже считался оберегом. Премудростей – не одну книжку проштудировать надо, что и сделано: начиная с пособия известного воронежского прикладника Петра Пономарева и заканчивая недавно вышедшим томом «Народный костюм Воронежской губернии».

Ароматерапия предков

Помогла со специальными знаниями и театрализованная выставка народного костюма в музее им. Крамского, которая посейчас еще не свернута: представленные там образцы показывают традицию с точки зрения не только быта, но – функций, которые выполнял владелец платья.

– Вот костюм свахи Нижнедевицкого уезда, – показывает милую барышню в красном облаченье Нина. – Голова куклы – из обожженной глины; это – вотчина Люды. А я в основном шью.

Трудности изготовления сувенирной куклы в костюме – очевидны: шить и лепить приходится множество мелких деталей. Работа невероятно кропотливая. Моторику пальцев надо иметь, как у фокусника. А еще – учитывать лирическую, скажем так, сторону дела: у каждой куклы должен быть свой характер. Потому что она – не фигурка, а образ. И подход такой не только при изготовлении «крестьянок» нужен; даже кубышки-травницы (традиционные народные куклы здоровья), у которых лица нет (чтобы в глаза не вселился злой дух) – и те с душой. Это так называемая узелковая кукла, сделанная без иголки и ножниц; круглое «тельце», головка, крошечные кулачки – все набито мятой, чабрецом или лавандой.

– Она ставилась над колыбелью ребенка и, в отсутствие подгузников и памперсов, отбивала плохой запах, – рассказывает Людмила. – Помещалась такая кукла и над кроватью больного; одновременно с ароматической функцией выполняла также роль оберега.

Получается, кукольная наука – едва ли не основы безопасности нашей жизни…