Газета,
которая объединяет

Живописные стены

Воронежцы высказались за развитие уличного искусства
Рубрика: Социум№ 68 (1783) от

В книжном клубе «Петровский» в рамках фестиваля «Город прав» обсудили развитие стрит-арта в нашем городе.

Организаторы проекта «Здесь», который реализуется в этом году в Воронеже уже во второй раз, провели лекцию на тему «Зачем городу фестивали уличного искусства?»

«Здесь» представляет собой площадку для стрит-арта. В прошлом году 14 стен воронежских зданий были украшены работами 26 художников из разных городов России и мира. Цель мероприятия – привлечь внимание людей к уличному творчеству, показать, что это может быть не вандальская деятельность, а настоящее искусство.

Вне традиционных институтов

Началась встреча вступительной речью сокуратора проекта «Здесь» Ирины Аксеновой:

– Прошлогодний опыт проведения фестиваля показал, что подобные мероприятия людям интересны. Прежде всего, об этом говорит количество заявок художников, которых поступило около двух сотен. И, конечно, итог их работы: горожане несколько изменили свой взгляд на подобное творчество, увидев, каким оно может быть. Поэтому сейчас мы планируем организовывать ежегодные фестивали. В связи с чем хотим услышать, что думают воронежцы на этот счет. Хотим показать практику таких мероприятий во многих уголках страны и мира, и в итоге сформировать тактику работы в нашем городе.

Затем собравшимся предложили презентацию проекта, из которой можно было узнать, что, во-первых, стрит-арт (уличное искусство) – это визуальное искусство городской среды, часто созданное несанкционированно, вне традиционных творческих институтов. Во-вторых, стало очевидно, насколько такое искусство разнообразно. Это граффити, трафареты, некоммерческие постеры, скульптурные инсталляции, 3D-графика, стикеры, лок-он ( прикованные цепями скульптуры), ярн-бомбинг ( уличные объекты, украшенные вязаными вещами) и т.д. Назвать все возможные проявления стрит-арта оказалось невозможно, так как он – явление быстроразвивающееся. Новых вариаций становится все больше и больше, по поводу некоторых идут активные дискуссии.

Также Ирина рассказала обо всех российских фестивалях стрит-арта. И добавила, что «Здесь» сразу же вошел в число крупных – за счет площади работы. То есть – больших фасадов зданий, на которых появились изображения. Чем больше стена, тем энерго- и финансовозатратнее работа.

Улицы как галереи

Было и поэтическое отступление, а именно – прочтение манифеста известного российского райтера (художника, занимающегося уличным творчеством) Тимофея Ради. В прошлом году молодой человек изложил на десятиметровой бетонной стене все заповеди стрит-арта. Даже непосвященный находит в этом тексте здравые мысли. Вот несколько фрагментов манифеста.

«По отношению к человеку город играет роль, похожую на роль тела — ты всегда находишься внутри. И ты не всегда помнишь об этом... Стена дома и стена комнаты – это одна и та же стена, одна нераздельная поверхность. Красивый дом – дом красивый с двух сторон, изнутри и снаружи. Как человек красив – внутри и снаружи. Отношение внутреннего и внешнего мира — ключевой момент для уличного искусства...»

Сокуратор проекта провозгласила: « Улицы – наши галереи!» И рассказала, что, благодаря деятельности райтеров, изменяется городская среда – облагораживается и становится уникальной. Многие неэстетичные городские объекты (мусорные баки, трансформаторные будки, таксофоны) могут стать украшением города, если к ним приложит руку художник. Были показаны примеры – множество вариантов дизайна предметов, которые порой менялись до неузнаваемости. В Екатеринбурге и Перми, например, бетонные заборы вокруг затянувшихся строек сделали галереей. Жители этих городов теперь вместо привычных серых плит видят яркие и необычные изображения. Неухоженные территории, дворы, детские площадки: райтерам под силу кардинально изменить их внешний вид.

Уличное искусство адресуется абсолютно всем, а, значит, в его власти обратить внимание на актуальные социальные проблемы, поднять наиболее острые вопросы. Также оно может выступить, а во многих городах и странах уже является, борцом против агрессивной некачественной уличной рекламы.

Завершила выступление Ирина словами Владимира Маяковского: «Пусть улицы будут праздником искусства для всех!»

Рисуют все!

После состоялась дискуссия, которая попыталась ответить на вопрос «в каком виде фестиваль «Здесь» нужен Воронежу». Какие форматы возможны? Какие варианты партнерства и межсекторного сотрудничества могут быть использованы?

Участники встречи практически засыпали Ирину предложениями о совместной работе. Так, заведующая воронежским детским садом предложила расписать 3D-изображениями стены ее учреждения – для того, чтобы развивать в детях творческий потенциал и фантазию. Студентка ВГАСУ попросила раскрасить унылые здания университетских общежитий. Общественная организация «Многодетная семья» также выступила с предложением украсить стены их помещения. И задала вопрос: предусмотрены ли мероприятия для вовлечения в творчество подрастающего поколения?

– Да, такие мероприятия будут, – заверила Ирина. – С этого года мы планируем включить в рамки фестиваля образовательную часть: различные лекции, семинары, мастер-классы. Немного приоткрою завесу тайны и скажу, что теперь любой сможет поучаствовать в творческом процессе. А каким образом – вы сможете узнать уже в августе.

Людей также интересовало, как отбираются работы художников и как согласовывается вопрос рисования на стене с собственниками жилья.

– В прошлом году для конкурса было определено несколько тем, среди которых – городская среда, экология. Была и свободная тема, которую выбрали все авторы. В дальнейшем свободу мысли мы позволим частично, тема будет регламентироваться. В этом году планируем затронуть тему исторической составляющей Воронежа, значимых персонажей – тех, кто повлиял на развитие города или занимается этим в данный момент. Что касается согласования с управляющей компанией или жилищным товариществом – мы предлагаем им варианты эскизов, они вправе выбрать из них понравившиеся. Если не устраивают изображения, можем принять небольшие поправки – например, сменить цветовую гамму. Кардинально менять проект мы не будем. Зачастую из-за этого случаются разногласия, и приходится отказываться от какой-то стены.

Богатырь вместо маяка

Большую волну полемики вызвал вопрос отображения страшных жизненных реалий на городских стенах. Мнения аудитории разделились пополам. Одни считали, что, если изображать только светлое и радостное, люди будут находиться «в розовых очках». Другая же сторона высказалась в том ключе, что вокруг и так много ужасов. Компромисс нашел воронежский райтер Денис: «Если рисуешь что-то грустное, нужно обязательно показать выход из этого».

Корреспондент «Берега» решила узнать, что думают обычные прохожие насчет ре-дизайна города посредством стрит-арта. И вот что услышала.

«Если это действительно красивое изображение, а тем более, на стенах, требующих облагораживания, то почему нет? Всегда интересно видеть необычные вещи среди обыденных объектов», – считает Леонид Лазарев.

«Мнение зависит от того, что несет в себе изображение. Светлые, приятные взору картины будет приятно видеть каждый день. А если это что-то агрессивное, удручающее, мрачное, то отношение к этому отрицательное», – оценила перспективы уличного творчества Алена Колесникова.

Для того, чтобы мнений о стрит-арте прибывало, есть смысл напомнить, какие именно городские стены стали произведениями искусства благодаря прошлогоднему фестивалю «Здесь». Это дом №59 по улице 9 января, на стенах которого появилось изображение мужчины, взбирающегося по стене с зажженной спичкой в руке. Маленький мальчик с мечтой о космосе украсил стену дома №1 по улице Станкевича. Геометрическая абстракция появилась по адресу Среднемосковская, дом №6. А старый маяк в парке «Дельфин» превратился в русского богатыря.

Нина ПРОХОРЕНКОВА