Газета,
которая объединяет

Влияние под запретом?

Рубрика: от
Автор:

Генеральная прокуратура готовит ряд поправок к Уголовному кодексу РФ. В частности, одна из них предусматривает включение в документ ответственности за злоупотребление влиянием, или попросту лоббизм. Что, по мнению авторов поправок, будет уголовно наказуемо в случае принятия данных поправок? Это – передача физлицу денег, имущества, оказание услуг, предоставление прав и «иных неправомерных преимуществ для него или других лиц», чтобы использовать влияние этого человека на решения чиновников. Санкция по новой статье – два года лишения свободы. «Согласие физического лица использовать свое влияние на принятие решения должностным лицом» также будет караться тюремным сроком – до трех лет лишения свободы.

По сути, если подобные новшества будут введены в кодекс, документ будет дублировать ряд собственных положений разными статьями: ведь в УК сегодня уже есть такие уголовно наказуемые деяния, как дача и получение взятки, злоупотребление служебным положением и мошенничество. Появление дополнительной статьи за лоббизм из­за размытости формулировок может создать широкий простор для злоупотреблений и коррупции. Например, подпадает человек под более тяжелую из указанных статей, а ему «пролоббированный» судья возьмет, да поменяет ее, сделав из подозреваемого, например, в мошенничестве, «лицо, согласившееся использовать свое влияние на принятие решения должностным лицом». Возможна ли такая ситуация? Да запросто!

Сам термин «лоббизм» в современной России имеет почему­-то негативный оттенок. Под ним, в частности, всегда понимается что-­то едва ли не преступное. В то же время, в «развитых» демократиях лоббизма никто не боится. В США, например, сенаторы не опасаются причисления их к табачному, алкогольному, промышленному, нефтяному и иному лобби. А вспомните, в каком контексте обычно используется выражение «строительное лобби» в воронежских СМИ! Восприятие это различается кардинально. Почему? Да потому что в России просто не развит институт профессионального лоббирования. Зато негласного – хоть отбавляй. Достаточно посмотреть на состав депутатского корпуса любого законодательного органа власти.

Вообще, влияние на чиновников и депутатов с целью добиться преференций для той или иной отрасли экономики – это целая наука. Наука, которой у нас практически нигде не обучают. Какие-­то азы знаний по этому вопросу дают в МГУ, МГИМО и НИУ ВШЭ, но где они, а где мы! В то же время, потенциально лоббистских образований в России достаточно. Те же Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-­промышленная палата, да хотя бы Российский молочный союз! Все они вырабатывают ряд предложений для правительства РФ и Государственной Думы с целью принятия тех или иных постановлений и законов, которые облегчат жизнь членов этих объединений. Их представители регулярно приглашаются властью для участия в рабочих группах по выработке тех или иных законопроектов, а в Воронежской области, например, Торгово-­промышленная палата, вообще, наделена правом законодательной инициативы. В случае же принятия указанных поправок, каждая такая инициатива сможет иметь весьма четкую судебную перспективу. А как она будет реализована – этот вопрос уже будут решать определенные лица в органах власти. Еще один повод для возникновения коррупционных связей.

Именно размытость формулировок, считает, президент Объединения корпоративных юристов России Александра Нестеренко, не позволит указанным поправкам пройти антикоррупционную экспертизу. И в этом случае с плеч представителей профессиональных общественных объединений спадет настоящая гора – сегодня они реально обеспокоены, не станет ли завтра их деятельность слишком опасной для сохранения ими свободы? Так что, возможно, Генпрокуратура несколько поторопилась с предложением подобных новшеств. Особенно – учитывая, что в обществе возобновилась дискуссия о необходимости формирования общей концепции лоббизма в России.

Вообще, со времени созыва первой Государственной Думы нового образца, всего в парламент было внесено пять законопроектов о лоббизме, причем самый первый проект «О регулировании лоббистской деятельности в РФ» появился еще в 1992 году. Впрочем, единый закон принят так и не был. В апреле текущего года председатель российского правительства Дмитрий Медведев озадачил членов кабинета министров необходимостью создания общей концепции регулирования института лоббизма – свои предложения по этому вопросу министерства должны сдать до 1 декабря текущего года. Поэтому ожидается, что общее понимание развития этой отрасли у нас в стране произойдет уже в следующем году.

Возможно, есть смысл пока не проявлять прокурорскую инициативу в этом вопросе, а сначала подготовить новый законопроект «О лоббистской деятельности», где четко прописать, что лоббисту делать можно, а что – нельзя, и уже только после его принятия продумывать ответственность за нарушение его положений?