Газета,
которая объединяет

Мусорный ветер,

или Как эффективнее очистить Воронеж
Рубрика: от
Автор:

«Берег» уже писал, что недавно глава города Александр Гусев провел совещание, посвященное проблемам сбора, вывоза и утилизации мусора. Причиной его проведения стала неудовлетворительная ситуация, сложившаяся в сфере санитарного состояния Воронежа.

В ходе совещания градоначальник проанонсировал возможность создания специальной муниципальной службы, которая займется вопросами сбора, вывоза и утилизации мусора. То есть будет следить за чистотой контейнерных площадок и мест общего пользования, регулярностью их уборки, ежедневно выписывать предписания, контролировать их выполнение. Но почему в Воронеже сложилась ситуация, при которой городским властям приходится задумываться о таких экстраординарных мерах?

Хотят сорить, не хотят платить

В городском управлении ЖКХ отмечают: в последнее время в Воронеже усугубилась проблема несанкционированных свалок. Свалок, которые можно условно разделить на два типа: те, что находятся в зоне ответственности районных управ, и те, за которые отвечают уже эксплуатирующие организации. К первым относятся свалки вдоль магистральных дорог и на улицах частного сектора, ко вторым – мусор, скапливающийся возле контейнерных площадок.

– Если говорить о магистральных улицах, то основная вина за их захламление лежит на коммерческих организациях, – поясняют в управлении. – Но когда мы говорим о частном секторе, то здесь главная причина возникновения стихийных свалок – существенное превышение объема твердых бытовых отходов (ТБО) и крупногабаритного мусора (КГМ) над тем, вывоз которого предусмотрен соответствующими договорами владельцев домов со специализированными организациями. Заключать договоры, в которых были бы отражены истинные объемы произведенных ими отходов, люди не хотят. А часто вообще не заключают никаких договоров.

Как в таком случае поступают жители частного сектора? Они, как правило, несут свои отходы на контейнерные площадки возле многоквартирных домов (МКД), что приводит как раз к возникновению стихийных свалок, находящихся в зоне ответственности эксплуатирующих организаций. Впрочем, существенный «вклад» в их формирование вносят и коммерческие организации, чаще всего – торговые объекты, использующие данные площадки без заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями.

УК под ударом

Причем управляющие компании в такой ситуации, как правило, остаются со своими проблемами один на один. В докладе директора по развитию ОАО «Оператор ЕПСС ЖКХ» Руслана Кочетова, прозвучал пример мини-рынка по ул.Моисеева, который имеет собственную закрытую контейнерную площадку, но использует для выноса отходов площадку возле многоквартирных домов, находящуюся на обслуживании УК Ленинского района. И куда только руководитель организации ни обращался, никто этой проблемой заниматься не хотел.

– Управляющие компании не имеют возможности самостоятельно решить указанную проблему, – поясняет докладчик. – Необходимо привлекать управы районов и природоохранную прокуратуру для фиксирования подобных нарушений и наложения административных штрафов на юридические лица.

Кроме того, Руслан Львович отметил еще и проблему несоответствия уровня тарифа, заложенного на формирование мусора с одного квадратного метра квартиры в МКД. Население, как показывает практика, выбрасывает мусора больше, чем можно вывезти за эти деньги. По идее, эксплуатирующая организация в такой ситуации должна увеличить тариф, но, согласно существующему законодательству, сделать это она может только с согласия собственников. Которые, естественно, дополнительно платить не хотят.

Рост отходов – рост расходов

Если в случае с превышением объемов мусора, производимого населением, основной выход видится в проведении разъяснительной работы среди жителей, то вот вопрос захламления магистральных улиц – это проблема осуществления контрольных мероприятий. Причем проблема, ложащаяся тяжелым грузом на городской бюджет.

Исходя из отчетов управ, предоставляемых в ЕПСС, в городе сегодня насчитывается порядка 40 свалок, формирующихся за счет строительного мусора, тары и упаковки, неконтролируемо выбрасывающихся коммерческими организациями. Однако в реальности это число гораздо выше – не менее сотни по данным оператора системы. А по некоторым оценкам – под двести.

– В настоящее время активность управ направлена исключительно на ликвидацию мест накопления отходов, – говорят в ведомстве. – Подобная позиция ведет к увеличению муниципальных расходов на вывоз мусора, которые уже сейчас составляют 60-80 млн руб. в год и будут только расти.

Следить за тем, чтобы подобные свалки не появлялись, штрафовать нарушителей на заседаниях административных комиссий – все это входит в полномочия районных управ. Полномочия, которыми те нередко пренебрегают. Поэтому по итогам анализа ситуации главе города Александру Гусеву был направлен целый ряд предложений по стимулированию районной власти на проведение этой работы. Среди них – приемы как позитивного, так и негативного стимулирования, основанные, в том числе, на административной ответственности сотрудников управ.

Без сверхдоходов

Кроме того, в администрации Воронежа признают необходимость изменения подходов в работе организаций по сбору и вывозу ТБО и КГМ на территории города. Начать надо с малого – хотя бы со сбора мусора, просыпавшегося из контейнера на саму площадку.

Дальше – больше. Компаниям совместно с районными управами необходимо провести работу с населением частного сектора по заключению договоров на вывоз ТБО и КГМ, принять контейнерное хозяйство в собственность и привести его в соответствие с нормативными актами, обеспечить его надлежащее техническое и санитарное состояние, установить необходимое количество контейнеров и бункеров-накопителей КГО в частном секторе и на всех контейнерных площадках УК, особенно прилегающих к частному сектору. Плюс – увеличить периодичность вывоза ТБО и КГО с контейнерных площадок, на которых происходит интенсивное накопление и выставлять к оплате управляющим организациям фактический объем вывезенного мусора.

Впрочем, одной лишь активизацией работы мусоровывозящих организаций вопрос наведения чистоты на улицах и контейнерных площадках города не решить. Необходим еще ряд мер, принятие которых находится в зоне ответственности городской власти. И здесь управление ЖКХ предлагает ускорить реорганизацию МКП «ПООО», как это заложено в решении Воронежской городской Думы, с последующей передачей вновь созданному МКУ «Чистый город» функции по ликвидации несанкционированных свалок от районных комбинатов благоустройства. Также необходимо провести расчет годового объема мусора, вывозимого с несанционированных свалок, с заложением необходимого финансирования в бюджет Воронежа.

Проблема очистки Воронежа от мусора, убежден глава города Александр Гусев, это общее дело не только населения или власти, но и специализированных организаций.

– Считаю, что бизнес по вывозу и утилизации мусора должен быть социально ответственным: здесь нельзя получать сверхдоходы, перекладывая при этом всю ответственность на население, – подчеркивает Александр Викторович.

Кстати

На территории Воронежа находится 5362 многоквартирных жилых дома. Обслуживают эти дома 473 организации (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и т.д.), 313 МКД находятся под непосредственным управлением. В соответствии с проведенной в 1 квартале 2014 года инвентаризацией контейнерных площадок, в жилищном фонде городского округа г. Воронеж находится 1352 контейнерные площадки, из них 124 полуподземные, 5316 контейнеров 0,75 куб. м, 289 контейнеров 8 куб. м, многие из которых имеют неприглядный вид: контейнеры не окрашены, ограждения площадок разрушены.

Вывоз ТБО и КГО  осуществляется в соответствии с договорами, заключенными между организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, и специализированными организациями, оказывающими услуги по вывозу и захоронению бытовых отходов. В настоящее время на территории Воронежа данные услуги оказывают 26 организаций.

Сколько стоит

Проблема наведения чистоты на улицах города напрямую зависит от возможности муниципальной казны финансировать эти работы. В 2013 г. из бюджета Воронежа на весь спектр работ, проводимых районными комбинатами благоустройства, было выделено 531,4 млн руб. В то же время в Краснодаре (население – чуть более 800 тыс. чел.) только на поддержание удовлетворительного санитарного состояния города выделяется 1,2 млрд руб. Мусор здесь собирается в 16 тыс. контейнеров объемом 0,75 куб. м. Уборка отходов с контейнерной площадки осуществляется рабочими мусоро­уборочной компании непосредственно с самой площадки и в радиусе 5 м от нее. Однако стоимость всех этих работ заложена в экономически обоснованный тариф, который позволяет выставлять поддержание санитарного состояния в городе на аукцион единым лотом и впоследствии жестко контролировать исполнение условий договора.