Газета,
которая объединяет

Сеть и капканы

Опубликована форма уведомления об экстремизме в Интернете и СМИ
Рубрика: ЧП/Криминал№ 83 (1798) от
Автор: Юрий Бабаян

Прокуратура Воронежской области разместила на своем сайте форму уведомления, с помощью которой любой житель региона может сообщить в надзорное ведомство об обнаружении им информации запрещенного толка. Сообщать граждане могут о материалах, размещенных как в СМИ, так и в социальных сетях и блогах, банках данных и даже электронных письмах.

Прокуроры предлагают информировать их с помощью установленной формы об обнаружении в указанных материалах признаков призыва к массовым беспорядкам, к экстремистской деятельности и к участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка.

Оперативная блокировка

В принципе, возможность направить в прокуратуру обращение об обнаруженных материалах, нарушающих действующее законодательство, граждане могли и раньше. На сайте ведомства, например, опубликован почтовый адрес, на который воронежцы могли отправлять послания, адресованные областному прокурору Николаю Шишкину, и, при условии их оформления в установленном порядке (опять же, прописанном на сайте), заявитель всегда получал на них ответ. Тогда зачем потребовалось разрабатывать данную форму?

По словам старшего помощника прокурора Воронежской области Михаила Усова, данное нововведение обусловлено вступлением в силу Федерального закона №398-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В соответствии с ними, прокуратура теперь может обращаться в орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о блокировке ресурса, на котором размещены материалы с указанными выше признаками.

– По сути, если человек направит нам сообщение по традиционным каналам, оно также будет рассмотрено, но в общем порядке, – говорит Михаил Николаевич. – Если же уведомление будет подано по новой форме, то оно попадет непосредственно к сотруднику, который отвечает за сбор таких данных, соответственно, повысится оперативность при принятии решений о проведении соответствующих проверок.

Против «русского бунта»?

Однако представители воронежского медиа-сообщества видят в этом «ноу-хау» попытку усилить давление власти на СМИ и интернет-пространство, используя как прикрытие такие понятия, как, например, экстремизм.

– Как известно, в России существует всего один вид экстремизма – русский национализм, для борьбы с которым в Уголовный кодекс введена особая 282-я статья – «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства», – говорит руководитель портала «4 пера», в котором нередко пропагандируются идеи русского национально-патриотического движения, Константин Чаплин. – На мой взгляд, любые новые методы борьбы с экстремизмом в Интернете или где-то еще, от прокуратуры и других инстанций, являются не более чем попыткой задавить русский национализм. Вот органы и закручивают гайки, особое внимания уделяя «экстремистской» информации в Интернете, чтобы не допустить бессмысленного и беспощадного, по определению Александра Пушкина, русского бунта.

Публицист уверен: итогом новой атаки на медиа-пространство станет увеличение числа административных взысканий, налагаемых на интернет-СМИ, их закрытие и даже возбуждение уголовных дел против их руководства.

Экстремизм двойных стандартов

При всей небесспорности последнего утверждения, с Чаплиным можно согласиться в том аспекте, что, например, СМИ от изменений, произошедших в российском законодательстве и разработки этой формы (как технического инструмента их реализации) вряд ли ждет что-то хорошее. Ведь, во-первых, законодательство не всегда оперирует четкими формулировками. Как следствие, критический материал о деятельности, например, полиции может быть оценен как дискриминация полицейских по признаку социальной группы. А это уже – экстремизм. Во-вторых, законодательство не лишено двойных стандартов. И если, например, журналист в материале потребует вернуть Аляску России, то это будет воспринято нормально. А если выдаст мнение об украинской принадлежности Крыма, за это уже может попасть под уголовную ответственность.

Новая же форма уведомлений позволит людям максимально оперативно сообщать, в том числе, и о таких фактах. И к руководителям медиа-ресурсов будут приниматься соответствующие меры. Вот только помогут ли они реальной борьбе с экстремизмом?..