Газета,
которая объединяет

«Экспрессивная» светопись

В зале на Кирова показывают творчество пятидесятилетнего юбиляра
Рубрика: Культура№ 87 (1802) от
Автор: Оксана Мишина

Давно известно: чем менее заформализована творческая структура – тем она жизнеспособнее. Прекрасная тому иллюстрация – существование воронежского фотоклуба «Экспресс», насчитывающее ни много ни мало полвека.

Юбилеи подобных организаций принято отмечать демонстрацией творческих достижений. Наш случай – не исключение; пятидесятилетию «Экспресса» посвятили большую фотовыставку, работающую в эти дни в муниципальном выставочном зале на Кирова, 8.

Лучшее из лучшего

«Экспресс», базирующийся на площадях Дворца культуры железнодорожников – одно из самых «возрастных» объединений нашего города. Клуб – преемник Воронежского научно-художественного фотографического общества, которое, созданное в 1904 году, занималось организацией фотовыставок, общественной и краеведческой работой. Просуществовало оно чуть менее 30 лет. А возродилось (по инициативе руководителя фотокружка Петра Мельникова и фотожурналиста газеты «Вперед» Анатолия Галкина осенью 1964-го) – как раз в виде «Экспресса», которому присвоили почетный статус народного фотоклуба.

«Народную» регалию организация сохранила посейчас – несмотря на то, что «свои университеты» в клубе прошли не просто профессионалы, а лучшие, на мой взгляд, фотографические «кадры» Воронежа. Достаточно назвать имена журналистов Михаила Вязового и Андрея Архипова, Сергея Киселева и Николая Стребкова. Перечень умышленно обрываю, потому как, сколько его ни дли – всех достойных мастеров, воспитанных «Экспрессом», не перечислишь.

И вот – юбилейная выставка под немудрящим названием «Экспрессу» – 50!», предложившая зрителю 110 работ 37 авторов – лучшее из сделанного за полвека. Понятно, что «отфильтровать» самое-самое из многообразия произведений, созданных членами клуба на протяжении всей его долгой жизни – та еще задачка. Но решили ее на «отлично».

Вышеупомянутый Михаил Вязовой, чья творческая деятельность связана с клубом давно и прочно, рассказал, что актив «Экспресса» отсмотрел около тысячи работ. И отобрал те, что в итоге вошли в экспозицию, с огромным трудом. Параметров-то объективных –меньше, чем субъективных; всякое искусство – дело личного вкуса его, скажем так, потребителя.

Сегодня – не такой, как вчера

– Смотришь на работу, понимаешь: вроде бы и хорошая она, и на многих выставках отмечалась, по разным городам путешествовала, а вот в эту экспозицию не ложится, – поделился секретами выставочного «арбитража» Михаил Петрович. – Фотография – штука специфическая, ее жизнь – не столь долгая, как, например, у живописи. Проходит десяток-другой лет – и мы уже смотрим на хорошо знакомое фото другими глазами, видим то, чего не замечали вчера.

Это действительно так, всякий подтвердит: со временем люди меняют не только общеупотребительные тренды, но и – в первую, может, очередь – выражение собственных лиц и состояние собственных же душ. Уличная архитектура – тоже «тест» в этом смысле надежный, показательный: времена меняются – и понятия о красивом меняются вместе с ними. Жизнь корректирует всех и вся, за что и любим…

Видимо, ради возможности аналитического просмотра экспозицию на Кирова условно поделили на две части. Одна демонстрирует ретро, милый сердцу архив – старые архивные черно-белые фото, датированные шестидесятыми годами прошлого столетия. Можно часами ностальгировать, рассматривая снимки из этой «оперы»; особенно трогают городские пейзажи, запечатлевшие горячо любимую коренным населением речку Воронеж. Во второй части собраны современные фотографии – в основном, цветные. Здесь тоже шедевров – глаза разбегаются. Ну, и одна из главных фишек «Экспресса» – тут как тут: жанровое и стилевое разнообразие «карточек». Многолюдный авторский коллектив, состоящий из профессионалов и любителей – очень разношерстный, оттого фотографии – на любой вкус. «Журнальные» контрастные пейзажи, нежные акварельные натюрморты и зарисовки, подкупающие непосредственностью репортажные кадры, постановочные художественные фото… Такое богатство, что сложно отдать предпочтение отдельным его составляющим: кадры – один другого выразительней.

По-своему лошадь

Правда, что касается лично моих предпочтений – тут я более чем пристрастна. И не столько в плане авторов (хотя не без того, конечно), сколько – в смысле тематического выбора. Нет, на мой взгляд, ничего притягательнее в визуальном искусстве, чем изображения природы. В первую очередь – живой, то есть – животного мира: плавающего, летающего, ползающего и т.д. Ну как, к примеру, не «замереть» на несколько долгих минут у чудесной фотографии, сделанной Сергеем Киселевым! Две грациозные лошадки, протянув друг к другу «лебединые» шеи, как бы замерли в нежном, по-детски чистом поцелуе… Вот уж когда воспримешь комплиментом наблюдение Владимира Владимировича Маяковского насчет того, что «каждый из нас – по-своему лошадь»… Это ж надо ухитриться «подсмотреть» частный случай из жизни красавцев-коняшек, «словить» такой лирически пронзительный момент! Около киселевских лошадок махом забываешь про все болячки и проблемы; эта фотография – сама себе выставка. И подобных произведений – именно произведений! – немало. А взять портреты, особенно стариков и детей, все того же Михаила Вязового, органично «включенные» в наш извечно больной социум! Тоже – сага, да не о Форсайтах каких-нибудь, а о нас, грешных и праведных…

– Мы своими работами отчитываемся только перед зрителями, – признался нынешний председатель художественного совета фотоклуба «Экспресс» Борис Касаткин (тоже, кстати, человек, чувствующий природу необыкновенно тонко и точно). – Хотя, если быть до конца откровенным – и похвала со стороны, и критика нам без надобности. Мы сами знаем, что умеем делать хорошие фотографии. И знаем, что они всегда – не настолько хороши, насколько возможно. Никаких начальников над нами нет, фотоклуб всегда, во все времена занимался чистой самодеятельностью, направленной на то, чтобы сделать фотографию художественной. Потому что все мы, такие разные, любим ее одинаково.

Предела совершенству и впрямь нет. Но главная задача выставки – чтобы каждый зритель нашел в экспозиции фото по душе – даже при таком, философски выверенном людьми и временем, раскладе решена стопроцентно. А в помощь чисто художественной составляющей в экспозицию включили предметы фототехники – старой, почти древней. Тоже, доложу я вам, милая сердцу картинка.

СПРАВКА

«Основу объединения по интересам фотоклуб «Экспресс» составляют люди разных профессий, но всех их сближает любовь к тринадцатой музе – светописи. В начале своего существования клуб организовывал только одну выставку в год – отчетную. Но уже в 70-80-е годы воронежские мастера светописи участвовали практически во всех выставках-конкурсах художественной фотографии в стране и за рубежом. В активе клуба – сотни наград, дипломов и медалей различного достоинства. За время жизни «Экспресса» участниками клуба стали более двухсот мастеров светописи, любителей и профессионалов.

В юбилейной экспозиции представлены аналоговые фотоработы, начиная с 60-х годов прошлого века, и современная цифровая светопись с элементами компьютерной обработки».