Газета,
которая объединяет

Деревенский позитив

В Воронежской области прошел фестиваль-конкурс самодеятельных театров
Рубрика: Культура№ 97 (1812) от

Любительское театральное движение в нашей области набирает обороты: уже в 10-й раз в Верхнехавском районе в последние дни лета прошел областной фестиваль-конкурс самодеятельных коллективов «Театральные встречи в Никольском».

Село Никольское примечательно тем, что в 1896 году Зинаидой и Константином Соколовыми – дворянами, ушедшими в народ – здесь был создан первый театр для крестьян. И еще тем, что здесь бывал сам Станиславский, гостил у родственников. Зинаида Сергеевна Соколова приходилась ему родной сестрой.

Кактус с разноцветными прищепками

Эта история и стала поводом для создания фестиваля (организаторы – областной центр народного творчества и администрация Верхнехавского района). В конкурсной программе-2014, которая проходила на двух площадках – большой сцене РДК и махоньком уютном зальчике в селе Никольское – участвовало 11 коллективов. Сказать, что были какие-то особо яркие, безусловные победы, не могу, но то, что было показано, как минимум заслуживает интереса. К тому же многие из этих коллективов в своих селах и райцентрах являются единственным провод­ником живого театра. А театр только таким и может быть. Не в записи, не по телевизору, а – здесь и сейчас.

Открывала фестиваль молодежная студия драматического театра «РАМС» (Россошь) лирической фантазией по рассказам Леонида Енгибарова «Немного доброты холодной серой осенью». На сцене – зонтики, шарфики, цирковые люди в трико. Спектакль, посвященный памяти замечательного клоуна, начинался с песни про клоуна на фоне проекции фото и видео с Енгибаровым. Проекция на вертикально установленный по центру круглый цирковой батут была продолжена замечательными графическими иллюстрациями текстов. Выполненные в духе рисунков песком, они как бы «объявляют» очередной рассказ, задавая спектаклю ритм и украшая его. Сценография вообще стала самой удачной составляющей этого спектакля. Оформление вроде бы лаконично, но очень изобретательно. Откидывается крышка – и обычный чемодан трансформируется в окно. Накинутые семейные трусы в цветочек и кактус с разно­цветными прищепками – вот и образ семейной истории из рассказа «Окно». Подвешенные предметы придают пространству вертикаль. Постановщики спектакля (Галина и Евгений Хунгуреевы) попытались продукт камерного индивидуального творчества (рассказы Енгибарова читаются как записи из личного дневника) перевести в коллективное, поделив текст между несколькими исполнителями – как в литмонтаже. И, увы, разрушили целостность. Но в общем этот спектакль, как и другие работы Хунгуреевых, – это выстраивание театрального языка через синтез различных искусств и абсолютно неформальный подход к делу. Скажем, довольно подробная программка с рисунками, цитатами из Енгибарова и Высоцкого раздавалась вместе с брошюрой того же формата, вместившей спектакль целиком – вошедшие в него рассказы, упомянутые рисунки-отбивки и фотографии. Думаю, зрители будут ее хранить, периодически перечитывать рассказы Енгибарова, вспоминать спектакль Хунгуреевых.

Сопротивление материала

«Прибалтийскую кадриль» Владимира Гуркина показал Калачеевский народный драматический театр (режиссер Петр Щербаков). Спектакли этого театра патриотической направленности по пьесам Дударева «Рядовые», «Не покидай меня» производили сильное впечатление и по подлинности героев вполне могли соперничать с работами профессионалов. Жанр же комедии требует от актеров большей оснащенности, да и смысл «зарыт» не в содержании, а форме. Чего довольно сложно требовать от любителей. Можно только посоветовать вернуться к тому репертуару, который выявляет сильные стороны коллектива – правдивость, сценическое обаяние, крепкий мужской состав.

Обращение к пьесам современных драматургов – обычная практика Бутурлиновского народного театра драмы (режиссер Николай Вакула). Я помню очень удачную постановку пьесы Николая Коляды «Всеобъемлюще» на одном из фестивалей. На этот раз бутурлиновцы выбрали пьесу Ивана Вырыпаева «Валентинов день». И вот здесь – очень интересно. «Валентиновым днем» Вырыпаев как бы написал продолжение известнейшей пьесы Михаила Рощина «Валентин и Валентина». В результате чего мы узнаем, что Валентин женился не на Валентине, а на соседской девочке Кате, которая, как и мать Валентина, стала проводницей, а интриганкой оказалась похлеще Яго. В итоге у Валентина не выдерживает сердце, он умирает в день рождения Валентины. Этот день и становится Валентиновым для соперниц, на момент действия пьесы проживающих уже в общей квартире. Для ясности сюжета автор по ходу действия вводит в свою пьесу некоторые ключевые эпизоды из пьесы Рощина. И здесь выясняется любопытная вещь – пьесу Вырыпаева невозможно решить в том же ключе, что, скажем, Рощина или того же Коляды. Текст сопротивляется, не идет, лишается смысла. Так что в этом плане работа Николая Вакулы очень показательна и, вне всякого сомнения, для театра полезна.

Лучший пьяный

Народный театр «Вдохновение» Панинского Дома культуры и досуга (режиссер Юрий Заздравных) показал один из провинциальных анекдотов Александра Вампилова «Двадцать минут с ангелом» и был признан лучшим спектаклем фестиваля. В плане актерского существования Вампилов – тоже не самый простой автор. Вспомним сюжет. Для двух его героев утро выходного дня в гостинице заштатного провинциального городка начинается тяжелейшим похмельем. Денег нет, и сил обойтись без опохмела – тоже никаких. В первой сцене, изображая тяжелую побудку сильно пьяных людей, легко скатиться в эстрадную репризу, ловя гомерический смех зала. И дальше так и идти у него на поводу до конца спектакля. Здесь же в роли экспедитора Угарова мы увидели органичного Василия Золотарева (диплом за «лучшую мужскую роль»). Рисунок роли он построил не на демонстрации опьянения, а наоборот. Скорее, его персонаж пытается свое состояние скрыть. Ведь как обычно ведет себя пьяный человек? Правильно, изображает трезвого. И потому все как-то резво пошли по внутреннему действию. Спектакль получился простым и внятным. Несколько работ отмечены дипломами.

Народный театр Дворца культуры города Лиски представил «Госпожу министершу» Брани­слава Нушича (режиссер Маргарита Повышева). Конечно же, такую пьесу нужно брать в репертуар только при наличии яркой характерной актрисы на главную роль. Такая в театре нашлась; Ирина Горбатенко наводит на мысль о том, что пьеса писалась не для западной, а для русской актрисы. Она – мотор действия, яркая, эмоциональная. Из тех актеров, которые, оставаясь серьезными, заставляют хохотать зал. Этот спектакль получил диплом за лучший актерский ансамбль. Так оно и есть. Коллектив сыгранный, актеры хорошо чувствуют сцену, уверенно ведут свои партии. В каком-то смысле это самый профессиональный спектакль фестиваля.

Сила против силы

Новичок на фестивале – молодежный театр «ФЭРИАРТОС» Дома детского творчества (Нововоронеж), показавший «Две стрелы» Володина (режиссер Светлана Попова), запомнился крепкой хореографией (если помните пьесу, в ней много массовых сцен), выразительной сценографией и замечательными костюмами. За что их создатель Лилия Бочарова получила диплом. Спектакль запомнился актерскими удачами (Кирилл Сегеда в роли Ушастого и Дмитрий Исаев в роли Человека Боя) и серьезным отношением к теме. Они не просто пересказали замечательный детектив каменного века, но расставили свои смысловые акценты. Сила мало что решает. На силу найдется другая сила – и так до бесконечности.

Арт-студия «Лира» Бобровского Центра досуга, народного творчества и краеведения показала «Марию Тюдор» Гюго (режиссер Татьяна Калмыкова). Тем самым продемонстрировав: когда есть что сказать, самый архаичный материал (многословный, костюмированный, с непростыми перипетиями) легко превращается в стремительное, захватывающее действие с лихо закрученным сюжетом и смотрится на одном дыхании. Спектакль был отмечен за лучшую режиссуру, а Татьяна Калмыкова, не только поставившая спектакль, но и сыгравшая в нем главную роль, получила еще и диплом за актерскую работу.

По сложившейся традиции завершал конкурсную программу фестиваля спектакль Никольского народного театра – того самого, что основали Соколовы. «Приговором» Михаила Ворфоломеева режиссер театра и инициатор «Театральных встреч» Светлана Сукачева обращала внимание собравшихся на старую российскую болячку – пьянство. Самого же отрицательного героя очень обаятельно сыграл Алексей Левин.

Что еще было необычного на фестивале? Открытие, когда театрализованное уличное шествие всколыхнуло город, заставило зрителей прийти на спектакли и не пожалеть об этом.

Через два года основанный Соколовыми театр для крестьян отметит свое 110-летие. «Театральные встречи в Никольском» будут посвящены этому событию.

Надежда РОГОТОВСКАЯ