Газета,
которая объединяет

Камерный стал многокамерным

В центре Воронежа появился новый театр
Рубрика: Культура№ 101 (1816) от
Автор: Анна Жидких

Фраза, практически самопроизвольно проникшая в заголовок – не моя. Она принадлежит известному московскому сценографу Николаю Симонову, знакомому воронежцам по оформлению нескольких спектаклей нашего Камерного театра, новоселье которого отпраздновали на минувшей неделе. Там «диагноз», мгновенно ставший крылатым, и прозвучал.

Новый адрес Камерного – улица Карла Маркса, 55а. Театр расположен напротив кинотеатра «Пролетарий», рядом с гимназией им. Басова. Здание – мало сказать, восхитительное. Оно, к удовольствию почитателей театра, с той адекватностью передает его эстетику, художественную позицию, что трудно в очередной раз не поаплодировать Михаилу Бычкову – насколько же скрупулезно подходит человек к делу! Любому.

Строитель – во всех смыслах слова

Бессменный художественный руководитель и основатель Воронежского Камерного инициировал вопрос давно. Двадцать лет коллектив театра жил и работал в малюсеньком арендованном помещении. Жил трудно, а работал – выше всех похвал. И вот – сезон номер 21, собственная долгожданная сцена, если понимать под ней весь нынешний «камерный арсенал» общей площадью 4,8 тыс. квадратных метров.

На этих метрах, помимо зала большого (рассчитанного на 180 мест), разместились репетиционный и танцевальный, выставочная галерея, артистические гримуборные, буфет, гардероб и много чего еще. Функционально театр задуман так, что даже на крыше планируются выступления, причем не только артистов. И та самая стильность, единообразие, которые создают ощущение полной, будто бы единственно возможной в конкретном случае гармонии, читаются в каждом «кубике» нового здания, включая его атмосферу. Все выверено до мелочей. Которых, повторюсь, у Бычкова не бывает: даже пол в фойе – особый, с эффектом «намоленности». Фрагментарно якобы стерт – стихийно, беспорядочно – ногами многочисленных посетителей; заходишь в театр – и нет ощущения музейности, неприступности, конструктивной холодности. Как нет и никаких излишеств; художественный вкус, если он есть, проявится везде и всюду. И я абсолютно солидарна с главой региона, почтившим личным присутствием праздничный вечер: Камерный театр, его руководитель и великолепная труппа заслужили такой красивый подарок. Тем более что адресован он не только им, но – всем воронежцам; это действительно, говоря казенным языком, объект, которым хочется похвалиться перед приезжими.

Не могу не повторить и слова столичного театрального критика Марины Давыдовой, которая, выступая на церемонии, напомнила: театр и здание – не равны друг другу. О чем, уверена гостья, Михаил Бычков не забудет, находясь в новых стенах.

– Миша, отличающийся своим фирменным перфекционизмом, всегда был для меня режиссером-строителем, – обозначила позицию Давыдова. – Человеком, который умеет стать эдаким магнитом, создать вокруг себя коллектив. И то, что теперь он – строитель не только в переносном, но и в прямом смысле слова, чрезвычайно радует. Я бы его, честно говоря, размножила и послала в разные места – следить за строительством и перестройкой других театров. Но мы, наверное, делать этого все-таки не будем: Воронежу – повезло...

От курьеза до драмы

Запомнился и артистичный выход на сцену знаменитого режиссера Сергея Женовача, который очень эмоционально хвалил Воронеж за «сочинение театрального пространства».

– Здесь уютно, стильно, классно, – делился впечатлениями Женовач. – Видно, что все сделано с любовью; я просто восхищен тем, что вижу в Воронеже. У меня есть главный критерий «правильного» пространства: это когда приходишь в театр – и в нем хочется репетировать. Хочется что-то делать, сочинять, придумывать. Хочется творить. И это – счастье... Теперь надо театр обживать, чтобы он стал родным и близким, чтобы все время пополнялся молодежью, открывал новые режиссерские имена. Здесь всегда должен быть праздник. Возможны и студийные работы, и какие-то поисковые...

Поздравляли в тот вечер «камерный коллектив» многие. В их числе – директор Гоголь-Центра (Москва) Алексей Малобродский и его коллега из Рижского театра русской драмы имени А.П. Чехова Эдуард Цеховал, подаривший воронежским друзьям гигантскую «емкость» с латвийскими шпротами, уже упомянутый сценограф Николай Симонов и еще один художник (также москвич, но с воронежскими корнями), Юрий Хариков. А хозяева, кто б сомневался, поделились творческими новинками – показали эскиз спектакля «Борис Годунов» в постановке Михаила Бычкова и актерский капустник, который блестяще провели заслуженные артисты РФ Камиль Тукаев и Юрий Овчинников. Они же исполнили (на видео) невероятно смешной номер, «прикинувшись» нелепыми зрителями. Это я к тому, что Камерный – верен себе: выдал на-гора полный спектр переживаний, за которыми и идет в театр нормальный зритель. От смешного – до серьезного, от курьеза – до драмы, а то и трагедии; «камерные люди», в отличие от многих и многих, это могут...