Газета,
которая объединяет

Шуба подождет

Воронеж поучаствовал в акции «Животные – не одежда»
Рубрика: Социум№ 116 (1831) от
Автор: Сергей Попов

Прекратить массовые убийства животных призывали зоозащитники в минувшее воскресенье жителей многих крупных городов России, в том числе – и столицы Черноземья. Активисты провели шествия, митинги и пикеты, цель которых – обратить внимание на факт вопиющей агрессии в отношении братьев наших меньших.

В Воронеже всероссийская акция «Животные – не одежда» прошла уже второй раз. Люди с плакатами вроде «покупая шубу, ты участвуешь в убийстве» в течение часа собирались у дома №22а по улице Плехановской. И, пройдя по той же Плехановской маршем, свернули к Никитинской площади. Где и состоялся пикет; неласковая погода не отпугнула желающих «приобщиться».

В «запятнанной» шапке

– Человек, который отказывается от меха, кожи, пуха и всего прочего, что связано с истязаниями животных, меняется духовно, – рассказал «Берегу» один из организаторов акции, студент педагогического университета Вадим Вердиев. – Он начинает задумываться о своем месте в мире: зачем я здесь, ради чего? Другими глазами смотрит на жизнь. Иначе общается с людьми, берет на себя ответственность за поступки и взгляды. У него меняется буквально все: мироощущение, мировосприятие, мировоззрение.

Вадим рассказал, что с мая 2013 года является убежденным вегетарианцем. И по возможности занимается распространением этой системы ценностей. Одно время даже планировал открыть школу вегетарианства, да не так это просто...

Организаторы, люди дисциплинированные, пояснили: разрешение на акцию получено от администрации города, все законно и официально, никакой самодеятельности. Несмотря на то, что в социальной сети свое участие в акции подтвердили семь десятков человек, по факту прибыло людей в несколько раз меньше. Однако к этому волонтеры были готовы: в прошлом году произошла точно такая же история. Но – капля камень точит.

Одна из участниц акции, Людмила Кулешова, пришла на мероприятие в шапке из искусственного меха с красными пятнами, символизирующими кровь убитых животных. Вид такого головного убора произвел впечатление на многих. Как и плакаты, наглядно демонстрирующие нехитрую смертоносную экономику индустрии: для производства одной шубы, к примеру, убивают 18 лисиц, 60 норок, 100-400 белок, 170 шиншилл, 11 барсуков,18 собак, 25 кошек. Животных либо выращивают на зверофермах, либо отлавливают в дикой природе капканами. И пускают в расход...

С особой жестокостью

Тем, кто думает, что фермы – вполне цивилизованное место обитания зверьков, стоит узнать вот что. На зверофермах лисы, норки, еноты живут в тесных клетках с решетчатым полом, который режет им лапы. Единственное занятие зверей при такой жизни – ходить взад-вперед, пытаясь избавиться от скуки и стресса. Они не могут ни карабкаться вверх, ни рыть землю, ни купаться, в то время как в природе проводят много времени в воде или на берегу.

На зверофермах содержат по две-три-четыре особи в одной маленькой клетке. Воздух, которым дышат эти животные, отравлен постоянными испарениями фекалий и мочи, собирающимися под клетками – понятное дело, никто не станет убирать за теми, кого завтра все равно убивать. Замкнутое пространство, теснота, грязь приводят к тому, что у животных развивается невротическое состояние. Они сами себя грызут, царапают, находясь в постоянном перевозбуждении, либо впадают в апатию. К этим жалким условиям добавляется «подобающее» обращение. Например, для того чтобы взять кровь на анализ, норкам отрезают пальчик. Как вам такой «цивилизованный подход»?

Человек, однако, устроен так, что, скажем, собственная зубная боль его волнует гораздо больше, чем тысячи невинно загубленных жизней. Применительно к предмету нашей беседы – мало кто готов отказаться от теплого мехового воротничка из-за того, что животных убивают. Зимы-то у нас, знаете ли, бывают лютые.

Этот подход ошибочен в корне – и не только с точки зрения морали и нравственности. Есть доходчивые факты: мех и пух давно перестали быть самыми теплыми материалами. Сегодня, в XXI веке, современные технологии позволили не только заменить мех животных, но и превзойти его по ряду параметров. В наше время мех (одежда первобытного человека, на минуточку) устарел и с точки зрения этики, и с точки зрения науки, и, наконец, с практической точки зрения. Сравнительный анализ свойств меха и современных альтернативных материалов, проведенный с использованием специальных моделей – тепломанекенов, подтвердил преимущество последних и по тепловым качествам, и по массе, и по отсутствию аллергических реакций и экологической безопасности. Так, специальные утеплители позволяют полярным исследователям пребывать в течение длительного периода в арктической зоне, выдерживая очень низкие температуры – в диапазоне от минус 30° до минус 60°С. Теплостойкость и высокая функциональность альтернативных материалов была доказана во время экстремальных северных экспедиций.

Химия и смерть

Тяжелый, грузный и набухающий от влажности мех давно перестал считаться незаменимым средством защиты от холода. Новейшие технологии позволили создать теплую, экологичную и элегантную одежду на основе искусственных утеплителей – холлофайбера, тинсулейта, холлофила, квалофила, поларгварда, файбертека, шелтера, изософта, термофинна и других. Из растительных волокон наибольшее распространение получили лен, джут, кокосовое волокно, бамбук, эвкалипт, соя, крапива, сизаль, конопля, рами и кукуруза. Это абсолютно «здоровые» материалы.

Кстати, об экологии. Вопреки распространенному аргументу сторонников животных мехов – дескать, предлагаемые гуманные альтернативы неэкологичны, поскольку являются синтетическим материалом – именно меховое производство наносит колоссальный урон окружающей среде. На первом этапе – при выращивании животных на зверофермах, на втором – при обработке шкур. В отходах жизнедеятельности животных содержится много фосфора и азота. Дождь смывает эти отходы в реки и другие водоемы, в грунтовые воды. Выбросы звероферм отравляют близлежащие территории на километры, загрязняя почву, воду и воздух. Так, пушно-меховой комплекс в Крестах (Московская область) в 2004 году вошел в число 12-ти самых грязных предприятий региона. Специальное исследование независимой консалтинговой компании в Голландии показало, что из всех материалов самый большой вред окружающей среде наносит производство меха норки. На выращивание множества животных затрачивается колоссальное количество природных ресурсов – воды, электричества, продуктов. В природе шкура погибшего животного разлагается довольно быстро, поэтому для сохранения меха при его выделке используется масса токсических веществ: минеральные соли, формалин, формальдегид, нафталин, хром, производные каменноугольной смолы, масла и краски на основе цианидов.

Звезды против

Воскресная акция показала стремительные темпы продвижения в России идей сострадания к животным: приверженцев пещерной моды изо дня в день становится все меньше и меньше. О своем участии в акции заявляли около сорока городов. Примечательно, что среди них много «точек» с традиционно холодным климатом. К примеру, Надым Ямало-Ненецкого национального округа. Столбик термометра там опускается зимой ниже 50 градусов. Уж кому как не жителям этого города знать, что можно одеваться тепло, никого при том не убивая!

В фарватере российского антимехового движения – множество известных людей, число которых постоянно растет. Отрадно, что факты их борьбы за то, чтобы наши соседи по планете перестали быть одеждой, активно обнародуются. Так, в 2013 году более 300 улиц Москвы были украшены плакатами с изображением российских звезд, призывающих россиян отказаться от ношения меха животных. Против порочной практики выступают Лайма Вайкуле, Валерия Ланская, Елена Камбурова, Ксения Раппопорт, Анна Ковальчук, Григорий Гладков, Ирина Озерная, Алексей Мартынов, Мария Калинина, Линда Нигматулина, Станислав Кучер, Татьяна Колганова, кинорежиссер Юрий Мамин и многие другие. «Носить меха сегодня стыдно, так делали первобытные люди, но у них не было выбора», – говорит музыкальный критик, журналист и издатель Артемий Троицкий. «Для меня мех – это сомнительная роскошь ценой чьей-то жизни», – вторит ему певица Елка. «Почему кто-то должен умирать, чтобы мне стало тепло? Я выбираю сострадание!» – замечает телеведущая Ольга Шелест. Надеюсь, теперь их воронежских единомышленников – прибыло.