Газета,
которая объединяет

Третий – лишний?

Прямые квитанции от РСО вызвали неразбериху с оплатой коммунальных услуг
Рубрика: Социум№ 117 (1832) от
Автор: Ольга Козлова

В октябре жители 540 многоквартирных домов (МКД) Советского района получили квитанции по оплате электроэнергии непосредственно от поставщика – Воронежской энергосбытовой компании – и … засыпали вопросами свою управляющую компанию.

Претензии собственники предъявляют к цифрам в жировках. Киловатты, которые «отправили» на общедомовые нужды (ОДН), по мнению жителей, распределены весьма странным образом.

– Как только жителям обслуживаемых нами домов пришли квитанции от ОАО «ВЭСК», телефон в УК не умолкает ни на секунду, – рассказывает экономист «УК Советского района» Елена Зеленова. – В день мы принимаем по полсотни звонков недовольных собственников, которые требуют разъяснить, откуда взялись те или иные цифры в платежке от энергопоставщика. К сожалению, у нас нет исходных данных, которые специалисты ОАО «ВЭСК» использовали при начислениях.

В квитанции, которую прислала в УК одна из жительниц, вообще отсутствуют текущие показания общедомового прибора учета (ОДПУ). Поэтому непонятно, как ВЭСК вычислил объем электроэнергии за сентябрь, который в дальнейшем был распределен между жителями. Зато понятно, почему собственники квартир недовольны.

Энергопоставщик объясняет: к ОДПУ в некоторых домах попасть просто невозможно. «ОАО «ВЭСК» предприняло организационные мероприятия по снятию показаний приборов учета, – говорят в пресс-службе компании. – При комиссионном выезде в МКД представители УК не предоставили возможности доступа, сорвав тем самым данные мероприятия». Акты о недопуске, кстати, в редакции есть.

Однако в УК возражают. «С момента передачи домов на расчеты с гарантирующим поставщиком все обязательства по снятию показаний с приборов учета, расчетам, начислению, выпуску квитанций, работе с должниками, переходят к гарантирующему поставщику, – поясняет юрист УК «Советского района» Александр Тертычный. – То есть – в данном случае – к ВЭСК».

В то же время, как поясняют в энергосбытовой компании, функции по обслуживанию общедомового имущества (а ОДПУ является общедолевой собственностью) сохраняются за УК, в связи с чем она может и должна обеспечивать доступ к ОДПУ. И необеспечение такого доступа является самоуправством.

– Мы готовы к сотрудничеству с поставщиком, в рамках, например, договора по информационному обмену, – утверждают в УК. – Но на данный момент такого договора между нашими организациями нет.

– Данное соглашение было подписано 1 сентября 2014 года между ОАО «ВЭСК» и УК «Советского района», – парируют энергетики (скан договора предоставлен в редакцию).

История вопроса

Такая неразбериха возникла в том числе из-за непростых отношений УК и поставщика.

– УК «Советского района» регулярно нарушала выполнение договорных обязательств в части оплаты объема электрической энергии как за ОДН, так и за индивидуальное потребление, – рассказывают в ОАО «ВЭСК». В связи с этим ОАО «ВЭСК» выходило в суд с исками о взыскании дебиторской задолженности. И по всем искам приняты положительные решения.

Так, по состоянию на 01.10.2014 года, просроченная задолженность УК «Советского района» по данным ВЭСК, составляет 25млн 384тыс. руб. И по исполнительным листам до сих пор не оплачено 15 млн 909 тыс. руб.

Поэтому с 1 сентября ОАО «ВЭСК» (на основании постановления Правительства РФ от 04.05.2012 г №442) начало расчеты с населением за ОДН напрямую.

Однако УК не согласна с доводами энергопоставщика.

– Мы считаем, что ОАО «ВЭСК» трактует законодательство односторонне. Перейти на прямые расчеты действительно можно, но – только по решению общего собрания жильцов, а его не было. К тому же мы не признаем трехмесячный долг, который и мог бы стать основанием для автоматического перехода на прямые расчеты по решению самой ресурсо­снабжающей организации, – говорит директор УК Советского района Владимир Дмитриев.

Кстати, в конце сентября УК обратилась в суд с иском – признать незаконными действия ВЭСКа по отказу от исполнения договора энергоснабжения. Предварительное заседание назначено на 5 ноября.

Переход на прямые расчеты с поставщиком не прошел бесследно для жителей Советского района. И, учитывая, что многие РСО планируют последовать примеру ОАО «ВЭСК» и выпускать отдельные квитанции, многим воронежцам, наверняка, не удастся избежать в будущем определенных проблем.

Комментарий

Консультант главы города по вопросам ЖКХ Светлана Кравцова:

– Управляющие компании, на мой взгляд, хотели бы уйти от ответственности за качество предоставляемых услуг и переложить ответственность на потребителей. Хотя и уверяют, что прямая работа с поставщиками обеспечит прозрачность в расчетах с жителями. Такая система предусмотрена законодательством, однако до конца еще не проработана. Между управляющей компанией и ресурсной организацией заключается договор на поставку коммунальной услуги, а УК, в свою очередь, заключает договор с жителями на оказание услуги. Если исключить посредника в виде управляющей организации, то непонятно, к кому будут предъявляться претензии по качеству услуги.