Газета,
которая объединяет

А в ответ – тишина

Обеспечат ли воронежцам домашний отдых и спокойный сон?
Рубрика: от
Автор:

Примерно две недели назад депутаты Воронежской областной Думы окончательно приняли региональный закон «Об обеспечении тишины и покоя граждан в ночное время на территории Воронежской области». Документ призван восполнить пробелы, имеющиеся сегодня в Административном кодексе и позволить, наконец, воронежцам «спать спокойно» в прямом смысле этого словосочетания.

Однако смогут ли реализовать почин парламентариев правоохранительные органы? Ведь именно от их действий напрямую зависит выполнение норм этого закона, без которых он пополнит целый сонм правильных, но, увы, неработающих нормативных актов.

Чтоб не пискнули

Для начала: какие именно нововведения закрепляет данный документ? Во­первых, он запрещает использование звуковоспроизводящей и звукоусиливающей аппаратуры в кафе и ресторанах в ночное время. Не всей, конечно, только той, чья работа нарушает покой и тишину граждан с 22.00 до 7.00. Во­вторых, вне закона оказываются любые сигналы транспортных средств в этот промежуток времени – даже охранная сигнализация на автомобилях. Впрочем, одноразовое срабатывание сигнализации законодатели все же не запрещают. Но вот если она будет срабатывать регулярно и длительно, а автовладелец не примет мер к прекращению ее срабатывания, или если он будет использовать заведомо неисправную сигнализацию, то это повлечет за собой обязательную административную ответственность.

Нон грата также окажутся любые пиротехнические средства, создающие шумовой эффект, ремонтные, земляные, погрузо­разгрузочные и иные работы, если они нарушают сон и покой граждан. Людям также запрещено отныне играть по ночам на музыкальных инструментах, петь, свистеть, громко разговаривать, кричать. Ограничения накладываются и на домашних животных, которым с 22.00 до 7.00 нельзя громко лаять, мяукать и издавать другие звуки. Самому четвероногому, конечно, в случае нарушения этого запрета ничего не будет, но его хозяина могут ждать проблемы, закрепленные ст. 20 «Нарушение тишины и покоя граждан» Закона Воронежской области от 31.12.2003 №74­ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области». А меру ответственности станут определять районные административные комиссии.

В законе, как водится, имеются и некоторые исключения. Например, его действия не будут распространяться на случаи предотвращения ликвидации чрезвычайных ситуаций, проведения в установленном порядке культурно­массовых и спортивных мероприятий, а также проведение религиозных обрядов.

По сути, совершенно правильный закон, с основными положениями которого за редким исключением можно согласиться. Однако вопрос даже не в его «правильности» или «неправильности», а в том, готова ли правоохранительная система к реализации его положений?

В поисках терминатора

Как корреспонденту «Берега» пояснили в пресс­службе Главного управления МВД по Воронежской области, сегодня сотрудники ведомства даже не имеют права составлять протоколы в рамках данного областного закона. Часть 6 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях четко говорит о том, что сотрудники полиции вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, только в случае наличия соглашения о передаче этих полномочий между МВД и органом исполнительной власти субъекта федерации – в данном случае правительством Воронежской области.

– В настоящее время соответствующее соглашение между Министерством внутренних дел России и субъектом РФ находится на стадии разработки, и сотрудники воронежской полиции пока неправомочны составлять такого рода протоколы об административных правонарушениях, – говорят в пресс­службе.

Но вопрос в том, что даже когда соглашение будет подписано, и воронежская полиция получит право составлять протоколы, не факт, что положения принятого закона начнут выполняться.

– Для того, чтобы мы начали качественно выполнять и эти функции тоже, нужно, чтобы в нашей службе работали не люди, а терминаторы, – говорит источник «Берега» в службе участковых уполномоченных полиции. – Сегодня у участковых и без того очень большой функционал, с которым они не всегда справляются по объективным причинам. Нет, если соглашение будет в итоге подписано, то придется его выполнять, но будет ли оно выполняться качественно – гарантий этого никто не даст.

Участковые­практики видят здесь целый ряд сугубо технических сложностей. Например, сложность измерения уровня производимого шума.

– Если человек, к которому мы применяем меры административного воздействия, обращается в суд, то, как правило, суды отменяют наши протоколы, – продолжает участковый уполномоченный. – Ведь мы при их составлении должны замерять уровень производимого шума, а соответствующей аппаратуры у полиции не имеется. Она есть только в Роспотребнадзоре, но оперативно пригласить его сотрудников в ночное время мы по понятным причинам не можем.

Впрочем, в ГУ МВД по Воронежской области особых проблем с отсутствием необходимой аппаратуры не видят.

– Несмотря на отсутствие в распоряжении органов внутренних дел технических средств, позволяющих проводить измерения уровня шума, административными комиссиями муниципальных образований по результатам рассмотрения административных дел принимаются решения о привлечении к ответственности при наличии в материалах иных фактических данных, подтверждающих факт совершения правонарушения, – поясняют в пресс­службе Главного управления. – К ним относятся, в том числе, объяснения свидетелей, а также потерпевших, чьи права также были нарушены.

Указанное обстоятельство, поясняют в ведомстве, позволяет и привлекать к ответственности нарушителей, если между фактом нарушения покоя граждан и приездом сотрудников полиции прошло какое­то время.

– Здесь, конечно, все верно, – соглашается наш источник в службе участковых уполномоченных полиции. – Но административная комиссия – не истина в последней инстанции. Если нарушитель решит опротестовать ее решение в суде, то суд обязательно потребует данные замеров уровня шума. И если их не будет, встанет на сторону нарушителя. По этой причине, например, мы уже давно фактически не составляем протоколы по факту громкой музыки в ночное время.

Полиции вход запрещен!

При составлении такого рода протокола полиции приходится сталкиваться и с техническими сложностями другого плана – невозможностью попасть в квартиру нарушителя, если только тот сам не впустит на порог человека в форме.

– Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона «О полиции» установлен исчерпывающий перечень оснований проникновения сотрудников полиции в жилые помещения, в иные помещения и на земельные участки, принадлежащие гражданам, в который факт совершения административных правонарушений не входит, – поясняют в пресс­службе ГУ МВД по Воронежской области. – Соответственно, сотрудник полиции не имеет права проникать в жилые помещения помимо воли проживающих в них граждан, нарушающих тишину и покой.

Что это значит на практике?

– На практике в 70, а то и 80 процентах случаев нарушители дверь не открывают, – говорит знакомый участковый. – Поэтому приходится разворачиваться и уходить, как бы это ни было прискорбно.

Кроме того, анализируя возможное исполнение нового областного закона, источник в службе участковых заранее предрекает сложности с выписыванием штрафов за неисправную сигнализацию владельцам автомобилей.

– Сколько машин было в свое время продано по доверенности! Попробуйте сейчас найти истинного владельца! – объясняет он. – Может выйти так, что только одну машину мы будем пробивать по базе полночи. Как будет чисто технически решаться этот вопрос? Кто возьмет на себя такой колоссальный труд? Боюсь, в итоге получится как с законом «Об ограничении потребления табака…»: поначалу людей попугали, протоколы посоставляли, а сейчас уже никому и дела нет до того, кто и где курит. Полиция просто не может справиться с таким валом работы, и составляет подобные протоколы только в случаях, когда работник ведомства идет на принцип.

В этой связи возникает резонный вопрос: советовались ли депутаты Воронежской областной Думы при подготовке этого закона с органами внутренних дел по поводу возможности реализации положений документа? В пресс­службе регионального ГУ МВД отвечать на этот вопрос не стали. Что, собственно, и требовалось доказать…

Кстати

Согласно данных Информационного центра Главного управления МВД по Воронежской области, за нарушение тишины и покоя граждан к административной ответственности в 2013 году было привлечено 477 правонарушителей, в 2014 году – уже 550.