Газета,
которая объединяет

Батальное полотно

В Воронеже наградили лауреатов театрального конкурса «Итоги сезона»
Рубрика: от
Автор:

Конкурс нынешнего года, уже двадцатый по счету, получился в какой-то мере новаторским. Потому, прежде всего, что впервые за свою историю назвал лауреатов не в Доме актера, где базируется региональное отделение Союза театральных деятелей, а – в театре драмы. Позавчера там чествовали победителей – при аншлаговом стечении актеров, режиссеров и людей, входящих в так называемые театральные круги.

Вторая отличительная черта состязания – отсутствие триумфаторов сразу в нескольких номинациях. Третья – «перевод» претендента из одной «весовой категории», то бишь номинации, в другую. Ну, и четвертая, увидевшаяся симптоматичной: не припомню другого конкурсного торжества, на которое не явилось бы столько лауреатов; это – нонсенс...

Соло и ансамбль

Обо всем, впрочем, по порядку. Оцениваемый сезон (2013-2014 годов) вышел – в смысле количества премьер – вполне себе плотным: 32 постановки. А вот особо ярким его не назовешь. Результат – те самые, свободные от победителя, номинации. Что же касается «миграции» номинантов – она коснулась, в частности, Василия Маркова, сыгравшего роль Некто в спектакле ТЮЗа «Бедные люди», поставленном актером этого театра Александром Сидоренко.

Согласно изначальному раскладу, Василий претендовал на «Лучшую мужскую роль второго плана в драматическом спектакле» – и пусть это останется на совести тех, кто его в данную номинацию определил. Потому что по факту Марков, который замечательно «держит» весь спектакль, сыграл в нем никак не «второй план», что и было замечено членами жюри при подведении окончательных итогов. Не умаляю достоинств других исполнителей, но именно этот актер в значительной степени обеспечил успех спектакля. Который по праву оказался лидером в главной номинации – «Лучший спектакль сезона». Впрочем, не он один: в лауреатах также – экспериментальная работа Михаила Бычкова «День города» (Камерный театр). И с ней тоже связаны номинационные перипетии: оспаривающие первенство Татьяна Бабенкова, Елена Лукиных и Екатерина Савченко в итоге получили не «Лучшую женскую роль», а – вместе со всеми своими партнерами по спектаклю – спецприз правления СТД за актерский ансамбль. Потому как выявить солистов этого ансамбля возможным не представлялось: все исполнители практически одинаково интересны и убедительны. А вот в «Лучшем дебюте», который «разыгрывали» также актеры «Дня города», отличник есть: это Михаил Гостев.

Оперные страсти

Камерный театр получил еще одну награду – за сценографию спектакля «Игроки», также поставленного Михаилом Бычковым, премирован художник Эмиль Капелюш. И если получение награды вместо Капелюша, который живет в Питере, Бычковым объяснимо, то почему так демонстративно проигнорировал конкурсную церемонию театр оперы и балета – понятно не очень. На сцену поднимался только молодой танцовщик Иван Негробов; его роль Принца Зигфрида (ввод) в спектакле «Лебединое озеро» признана «Лучшей работой в балетном спектакле». А вот победителей в соответствующей «оперной» номинации мало того что не оказалось в зале – никто даже не поспешил за их призом на сцену. При сем казусе сразу вспомнилось, что спектакль «Умница» почему-то не включили в фестивальную афишу – театр просто-напросто не поставил его в репертуар в нужные сроки. В результате московские члены жюри – а их было трое – эту работу, единственную из всех конкурсных, не посмотрели. Поэтому дуэт Анастасии Черноволос и Игоря Горностаева оказался отмеченным (Умница и Король) только местными критиками. Надо ли говорить, что все конкурсанты должны быть в одинаковых условиях по определению…

Сторона, принимающая торжество, без лауреатских лавров тоже не осталась. Благодаря актрисе Алевтине Чернявской, победившей в номинации «Лучшая женская роль в драматическом спектакле». Молодая артистка исполнила роль Нины Заречной в спектакле Владимира Петрова «Чайка». Получая приз, Алевтина вспомнила, как пришла показываться в театр, и на вопрос худрука о том, кого бы хотела сыграть, ответила, что мечтает о роли в пьесе Чехова. Любой, самой маленькой – была бы рада, призналась, изобразить дерево в «Вишневом саде». А тут – такая роль!..

Чтобы согласье в товарищах – было

«Лучшую работу в спектакле для детей» сделала актриса ТЮЗа Елена Дахина, отмеченная за роль Реггеди в спектакле «Тряпичная кукла». Спецприз секции критики достался моему коллеге Валерию Попову, написавшему книгу о выдающейся балерине и педагоге Набиле Валитовой, отдавшей Воронежу много лет творческого труда. Как справедливо заметила председатель «критической» секции Надежда Роготовская, автор монографии, рассказывая о героине повествования, проанализировал контекст, в котором она жила и работала. Поэтому исследование Попова вполне можно считать летописью воронежского балета второй половины ХХ века.

Еще один приз – на этот раз правления СТД – вручили актеру Борисоглебского театра драмы Эрнесту Корнышеву, участнику спектакля Адгура Кове «Королева красоты». Замечу, что в списке номинантов этого актера также не было. Там значились сам спектакль – как посягатель на статус «лучшего» – и исполнительница главной роли Анна Бондаренко, претендующая на «Лучшую женскую роль в драматическом спектакле». Обе претензии жюри не впечатлили, а вот в адрес неожиданного лауреата прозвучало: «Первый же выход – и сразу видно: артист!..»

Еще один спецприз СТД решили отдать творческому центру «Неформат», работающему при Доме актера. По словам председателя правления Воронежского регионального отделения СТД Татьяны Фроловой, благодаря «Неформату» в Дом актера потянулась артистическая молодежь. А артист театра драмы Антон Тимофеев, руководитель этого объединения, выйдя на сцену, попросил составить ему компанию Егора Козаченко, также служащего в Кольцовском театре. Потому что, пояснил Антон, центр они задумывали втроем – в троице был еще и Сергей Буков, сейчас работающий в другом городе. А еще Тимофеев призвал представителей разных воронежских театров «дружить покрепче». В смысле – больше интересоваться тем, чем живут товарищи по цеху; очень дельный призыв.

Родину не выбирают

Отдельная тема – приз «За честь и достоинство в искусстве», самый, пожалуй, почетный. И – единственно не обсуждаемый. Его всегдашний учредитель – не секция критики (которая, к слову, и придумала конкурс 20 лет назад), а правление СТД. Обладатель этой награды известен до церемонии награждения, и обычно он в этой номинации – один.

На сей раз – иначе: «За честь и достоинство» премированы два человека. Алла Ботникова – профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, театральный критик, и директор академического театра драмы имени А.В. Кольцова Игорь Чижмаков, заслуженный работник культуры РФ. Это, может, единственные безусловные победители конкурса. За исключением разве что Василия Маркова; Алла Борисовна – ум, честь и совесть эпохи, не меньше. Игорь Михайлович – человек беззаветной преданности делу, отдавший театральному служению 47 лет. Лауреатов в этой номинации поздравил лично губернатор Алексей Гордеев.

Что предложить в качестве резюме? Маски сорваны и маски розданы, батальное полотно нарисовано – чего же боле? Пара ремарок. Во-первых, Дом актера – историческая родина конкурса – для него естественней, чем любой из театров. Даже из соображений этики: независимая площадка – она независимая и есть. Во-вторых – положение о конкурсе, как о живом деле, хочется в очередной раз подвергнуть трансформации. Веский, на мой взгляд, аргумент «за» – театр кукол, никак и ничем в этом сезоне не отмеченный. Да, всего одна премьера сдана и – да, не звезды с неба сняты. Но если существуют конкурсные номинации, ориентированные на специфику театра оперы и балета – почему таковых нет применительно к театру кукол? Где – та еще специфика, с которой нельзя не считаться? Ведь правила игры должны быть именно правилами...