Газета,
которая объединяет

Так говорит Давидович

Афоризмы «непризнанного гения» составили его новую книгу
Рубрика: от
Автор:

Он у нас – единственный, это общеизвестно. Так что впору говорить о культе личности. Одни находят ее одиозной, другие не воспринимают вообще никак. Их проблемы: и тех, и других. Благо есть третьи – мудрые. Способные оценить человеческую неординарность.

Я уверена, что «бирка» непризнанного гения «зацепилась» за Аркадия Давидовича неслучайно. Как бы эксцентрично не выглядел и не вел себя этот человек, да еще на девятом десятке своей нескучной жизни, главное – вовсе не внешние проявления его живописной натуры. А – афоризмы в авторстве коренного воронежского интеллигента, счет которым потерян еще в прошлом веке.

Слово и образ

Собрать воедино высказывания Давидовича – та еще задачка. Отчасти ее решила новая, 2014 года выпуска, книга Аркадия Филипповича под характерным названием «Скромный гений». Подзаголовком, расшифровывающим содержание, значатся «Просто шедевры». Давидович от скромности не умрет, это всякий знает. Имеет право.

«Мы мелко плаваем, зато не тонем».

«Раньше женщины на ходу останавливали коня, теперь – тормозят иномарки».

«Жизнь проходит. Ведь ее ждут и другие».

Изначально этот материал планировался как традиционный (без особенностей!) отклик на книгу. В благодарность за то, что она появилась – усилиями второкурсницы медакадемии Анастасии Преженцевой, не только проявившей замечательную инициативу издания сборника, но и отредактировавшей его. Ан случай наш – глубоко индивидуальный, к нему расхожую формулу про то, что качественные тексты самодостаточны и говорят сами за себя, притачать трудно. То есть, они – да, качественны и самодостаточны. И – да, говорят. Но – все одно устами, как ни крути, уникального Аркадия Давидовича; изолироваться от флера «городского сумасшедшего» (коим этот человек сам себя назначил), читая его творения, сложно. Слишком уж колоритный образ стоит за каждым словом.

«Гиганты умирают – им труднее пресмыкаться».

«Комедия – это трагедия с другими».

«Если зло побеждает, его объявляют добром».

Формализованная стихия

Аркадий Давидович не устает повторять, что считает себя продолжателем дела великого польского афориста Станислава Ежи Леца. С присущей ему манерой выдавать парадоксальные перлы говорит, что усыновил классика, приходящегося ему отцом. Не подумайте, что я тронулась рассудком, но – очень может быть; родственные связи – штука инвариантная. Во времени, прежде всего. А с учетом возраста, который определил для себя Давидович – плюс две тысячи лет к фактическому – любые метаморфозы метафизического толка допустимы и естественны. И даже прогнозируемы.

«Безголовые драконы страшнее трехглавых».

«Без паразитов народ и не почешется».

«В каждом человеке живет то, что не дает ему жить».

Как положено всякой серьезной книге, сборник афоризмов Аркадия Давидовича снабжен необходимым предисловием. В нем сообщается о том, что «издание не претендует на что­то великое, как это должно было быть, хотя и представляет «афоризменное» творчество Аркадия Давидовича, напечатанное с 2006 по 2011 годы, в высокой концентрации. Для удобства цитирования было решено пронумеровать высказывания, как того требует пособие мудрости. Оно пеклось под палящим воронежским солнцем и влиянием мировых происшествий, спасаясь вентиляционными установками...»

Как того требует полиграфическое уложение, собрание афористичных мудростей разбито на главы. Формальность, конечно; афоризм – при условии его талантливости, чего в нашем случае не отнимешь – универсальная вещь. «Стреляет» остротами в разные стороны. Тем не менее, автора греет, видимо, сама возможность структурировать свое богатое творческое наследие. Не все ж ему отдаваться на волю стихии – читательской, в лучшем случае.

Окна для музея

«Надо прощать тем, кому не можешь отомстить».

«Благодаря мату, люди понимают друг друга с полуслова».

«Быть свободным – это зависеть только от своей дури».

По большому счету, Аркадий Давидович ждет своего биографа и своего давидовичеведа. И, похоже, все идет к тому, что охотники до такой деятельности отыщутся не сегодня­завтра. Дождался ведь Валерий Исаянц, еще один гениальный воронежский бессребреник, практически повального интереса к своему творчеству – и поэтическому, и изобразительному. Сборник стихов Исаянца, едва увидевши свет, стал библиографической редкостью; мне, к примеру, купившей его за триста, если память не изменяет, рублей, предлагали перепродать этот раритет за сумму, превышающую номинал в пятнадцать раз. Вот и Аркадий Филиппович, который сетует на то, что книжки его не продаются, а афоризмы не печатаются в периодике, обязательно дождется своего звездного часа. Фортуна – «за»; не далее как 17 ноября энтузиасты при стечении приглашенного Давидовичем народа поставят пластиковые окна в его музее афористики, пока безоконном (старые давно разбиты и заставлены картонками). Единственном, если верить хозяину, в России. Музеем Давидович называет древнюю спартанскую комнатенку в 13,5 метра на Сакко и Ванцетти, с пола до потолка завешенную картинами художницы Валентины Золотых – это жилье досталось от родителей...

«Гвоздь в заднице считает себя украшением задницы».

«Кто теперь будет искать подтекст, если и текст­то уже не читают!»

«Черные мысли скрашивают серость».

Недавнее интервью Давидовича одному из воронежских СМИ закончилось вопросом, вполне логичным в контексте разговора с этим необычным человеком – «верите ли вы в жизнь после смерти?» Ответ последовал – а как иначе? – афористичный: «Если нет жизни при жизни, почему она должна быть после смерти?» Мне кажется, книжка Аркадия Филипповича жизнь со смертью примиряет. Как любая нетленка.