Газета,
которая объединяет

Ситчик с характером

В ВЦСИ открылась персональная выставка Евгении Ножкиной
Рубрика: Культура№ 124 (1839) от
Автор: Оксана Мишина

Молодая художница Евгения Ножкина уже баловала воронежскую публику довольно масштабными показами творчества. Весьма, отметим, разнообразного: автор пробует себя в разных жанрах изобразительного искусства, разных материалах, темах и стилистиках.

На этот раз Евгения выставляется в Центре современного искусства. Показывает серию «тряпичных» работ под названием «Точь-в-точь». Ткань – «сырье» куда как благодатное для экспериментов с ним, чем художница и воспользовалась с присущей ей изобретательностью.

Подыграть воображению

Организаторы сообщают: «Точь-в-точь» – результат совместной работы Ножкиной и кураторов выставки Арсения Жиляева и Екатерины Шуйковой. В представленной серии – как формальные поиски в материале, так и элементы фигуративного толка. Художница ориентируется на способность зрителя (практически любого) складывать визуальные образы в законченные композиции – гештальты, насыщенные, как правило, ассоциациями. Ножкина не только не подавляет зрительскую способность к воображению, а, наоборот, подыгрывает ей.

Сюжеты работ Евгении сродни детскому рисованию. Интересно, что геометрическая основа произведений имеет бытовое происхождение. Ножкина работает с реди-мейдами – тканевыми остатками из ателье, получившимися после выкроек функциональных вещей, занявших место в гардеробах. В ход идут своего рода «отходы производства» – ненужные, но обладающие памятью. «Безличная индустриальная форма, – цитирую пресс-релиз, – наполняется художницей личным содержанием: будь то память вещей или детское желание складывать треугольники в улыбающиеся рожицы. Зрителя будто бы приглашают присоединиться к забавной игре в «угадайку». Например, сделать рожицу из цветной тканевой аппликации, похожую на приятеля, стоящего по соседству. Увлекаясь стихией игры, мы все глубже и глубже спускаемся в катакомбы нашей памяти, в эпоху, когда первые, простейшие изображения человека наносились на стены пещер, а по полу были разложены шкуры животных, несущие спасительное тепло жизни».

Довела до точки

Работы и впрямь такие, что их хочется домыслить-додумать. Где-то из «неправильного» куска ткани «выглядывает» чопорная дама, где-то – легкомысленная танцовщица. Для облегчения идентификации своих «моделей» Женя снабдила их говорящими аксессуарами: одной мадам «фенечку» прилепила, другой – драгоценное, типа, ожерелье. Получилось занятно. Потому что характер может быть даже у символа – при условии, что этот символ глубоко проанализирован. Тогда он одновременно и символ, и образ – бывает и так.

– Я очень благодарна Арсению Жиляеву и Кате Шуйковой за то, что помогли мне работать именно с образами, – говорит Евгения. – Потому что нравились они мне давно, но при том я делала какие-то фигуративные вещи. А готовясь к новому своему этапу, должна была сдавать Арсению как минимум тридцать работ еженедельно; это огромный толчок. Из них создавались разные серии. В итоге мы выбрали одну. Ее и показываем на выставке.

– Эта серия оказалась самой яркой?

– Нет, самой законченной. В скульптуре, к примеру, бесконечный поиск неизбежен: всегда есть, что доделать. Если мыслить сериями: одна работа выйдет замечательной, а остальные будут требовать доводки. А ткань легче довести до точки.

Женя считает, что работа с «образной» материей помогла ей лучше чувствовать форму, фактуру. И собирается продолжить свое экспериментаторство еще и на проволоке – делает сейчас «проволочных» персонажей. На этом поле фантазия разгуляться уж точно не замедлит – как художника, так и зрителя.