Газета,
которая объединяет

Дружить бы рад…

Как заинтересовать в сотрудничестве бизнес и СМИ?
Рубрика: Экономика№ 126 (1841) от
Автор: Юрий Бабаян

Почему воронежские средства массовой информации мало интересуются процессами, происходящими в бизнес-сообществе? Понятно, что если, например, на том или ином предприятии загорится цех или склад, то об этом тут же напишут все газеты и расскажут все телеканалы. Но что нужно сделать, чтобы СМИ больше обращали внимание и на позитивную информацию от бизнеса?

На эти вопросы пытались ответить участники круглого стола «Взаимодействие власти, бизнеса и СМИ: алгоритм конструктивного партнерства на основе профессиональных стандартов», проведенного на днях Гильдией аналитических журналистов совместно с Торгово-промышленной палатой Воронежской области.

Остановить «войну»

Обобщенную позицию бизнеса по этому вопросу выразил вице-президент ТПП Илья Бельтюков.

– У каждого бизнеса – свои запросы на сотрудничество со СМИ, – пояснил Илья Юрьевич. – Нам нужно, чтобы бизнес в СМИ освещался с позитивной стороны, чтобы он представлялся благополучным – тогда и инвесторы потянутся сюда, и будут здесь работать.

Схожей позиции по проблеме придерживаются и представители власти.

– «Война» прессы и бизнеса создает определенную политическую нестабильность, – говорит заместитель руководителя управления региональной политики правительства Воронежской области Андрей Черваков. – Влияние СМИ на происходящее в бизнесе гораздо больше, чем на происходящее в политике. Бизнес очень внимательно относится к информации, проходящей по каналам массовых коммуникаций.

Чем обусловлена эта «вой­на»? Во-первых, по мнению Андрея Александровича, тем, что СМИ зачастую перегибают палку в освещении тех или иных бизнес-процессов, что нередко приводит уже к тенденциозности. Во-вторых, тем, что руководители ряда предприятий и их пресс-служб нередко реагируют неадекватно на любую критику, появляющуюся на страницах газет и на экранах телевизоров.

Четко сформулировала позицию по обсуждаемому вопросу руководитель одного из старейших частных образовательных учреждений Воронежа Елена Киктева.

– Если какой-то представитель бизнеса организует тот или иной социально значимый в масштабах региона проект, то ни одно издание бесплатно об этом не напишет, – отмечает Елена Ивановна. – Но если на частном предприятии случится ЧП, то оно сразу же привлечет к себе внимание журналистов.

Без оперативности

Впрочем, у работников СМИ был свой взгляд на вещи. В частности, представителям бизнеса напомнили об особенностях российского законодательства, трактующего как рекламу любое упоминание частного предприятия вне зависимости от того, проплачено это упоминание или нет. В такой ситуации многие издания, даже имеющие возможность размещать позитивную информацию о бизнесе, предпочитают не связываться с этим.

Директора средств массовой информации пытались объяснить свой исключительно коммерческий интерес к освещению позитивных процессов, происходящих в бизнесе, необходимостью выживания в рыночных условиях (ведь любое СМИ – тоже бизнес). Однако, как выяснилось, редакторы и журналисты имеют к бизнесу свои претензии, совсем не завязанные на денежных отношениях.

– Для журналистов в работе с бизнесом важна в первую очередь оперативность, – говорит редактор одного из информационных интернет-порталов Евгения Куриленок. – Но часто бывает так, что обращаешься в пресс-службу за комментарием, а там начинают требовать официальный запрос, на который отвечают очень долго. Как результат: материал выходит без комментария, бизнесмены потом обижаются на это.

В ходе круглого стола неоднократно поднимались и вопросы профессионального мастерства как журналистов, так и работников пресс-служб коммерческих предприятий. Но если над корреспондентами, занимающимися освещением тех или иных тем, есть редакторы, то есть имеется хоть какая-то надежда на то, что в случае появления непрофессиональных оценок их все же не пропустят на страницы издания или в эфир, то в пресс-службах зачастую некому определить нарушение тех или иных принципов работы.

Какой здесь может быть выход? Корреспондент «Берега» предложил, например, создать на базе Торгово-промышленной палаты консультационный центр для сотрудников пресс-служб воронежских предприятий с целью их обучения взаимодействию со СМИ. И Илья Бельтюков пообещал проработать этот вопрос.

С другой стороны, консультационный центр – явление чисто техническое. Проблему же, заявленную в ходе круглого стола, лишь такими мерами не решить. Здесь необходимо корректировать запросы, идти навстречу друг другу. Будут готовы к этому бизнес и СМИ – взаимодействие получится. Если нет – не помогут никакие консультационные центры.